Ученые советуют добавлять в еду сверчков

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

18 февраля 2019, 09:00

Пробовали ли вы тертых сверчков? А между тем, американские ученые советуют добавлять в пищу именно этот ингредиент: он нормализует иммунную защиту и улучшает качество кишечной флоры.

Экзотическая кухня многих народов предполагает включение в пищу разнообразных насекомых. Однако нам – людям, непривычным к таким «изыскам», - даже при наличии сильного чувства голода вряд ли захочется отведать, например, сверчков.

Ученые, представляющие Университет Висконсин (Мэдисон), уверены: сверчки в рационе – это очень полезное дополнение.

Был поставлен следующий эксперимент. Двадцать здоровых участников мужского и женского пола (средний возраст – 18-48 лет) употребляли в качестве завтрака либо привычную пищу, либо те же продукты, но приправленные тертыми порошкообразными насекомыми – сверчками. Спустя пару недель участники поменялись местами. Теперь те, кто кушал привычную еду, стали получать сверчков в качестве пищевого ингредиента. Все добровольцы регулярно сдавали лабораторные анализы: кровь, кал на микрофлору. Также они в подробностях должны были рассказывать о своих пищевых пристрастиях и привычках – в течение всего эксперимента, вне зависимости от наличия или отсутствия в рационе насекомых.

В течение всего исследования никаких побочных проявлений при употреблении новой «добавки» у участников не обнаружилось. Однако, согласно анализам, после употребления сверчков в крови у людей снижался уровень белкового вещества TNF – известного стимулятора воспалительной реакции. Таким образом, можно было сделать вывод, что «сверчковое» питание приводило в норму иммунные процессы. И ещё: сверчки повышали активность фермента, присутствие которого считалось показателем здоровья кишечной флоры, а микробиом при этом дополнительно обогащался полезной бифидобактерией, оптимизирующей пищеварительную систему.

Возможно, многие заметят, что в эксперименте принимало участие слишком мало людей, поэтому назвать его показательным нельзя. Требуется проведение повторных исследований с привлечением большего количества участников. Кроме этого, необходимо уточнить: какие именно вещества делают сверчковый порошок таким полезным? Ученые предполагают, что таким активным веществом выступает хитин – природный полисахарид, из которого состоит внешний тип скелета у беспозвоночных.

О хитине научный мир знает давно: это вещество, химически приближенное к растительным пищевым волокнам (тоже полисахаридам). Такие волокна являются незаменимым продуктом для качественной микрофлоры кишечника: под их воздействием выделяются многие полезные вещества, а сама флора максимально обогащается. Конечно же, хитин – не клетчатка, но очень может быть, что человеческий микробиом может использовать его в пищу, извлекая только пользу.

Подробная информация об исследовании ученых опубликована на страницах издания Scientific Reports (https://www.nature.com/articles/s41598-018-29032-2).

trusted-source[1], [2]