Жизнь может быть длиннее в пять раз

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

03 марта 2020, 11:06

Продолжительность жизни разных организмов также может быть разной, и это зависит от множества факторов. Уже не один десяток лет ученые пытаются добиться прогресса в области продления жизненного срока и предотвращения старения. И со временем у человечества действительно появляется надежда – в первую очередь, благодаря новым технологиям и, конечно же, упорству исследователей.

Группа ученых из разных стран мира обнаружила, как продлить жизнь нематод в пять раз. Новый метод потребовал всего лишь некоторых изменений на генном уровне.

Стандартный жизненный период нематод составляет 2-3 недели, но ученые смогли увеличить его, причем сразу на 500%. К слову, незадолго до этого удалось удвоить жизненный срок Caenorhabditis elegans, путем искусственного подавления экспрессии гена DAF-2. Чувствительные окончания, кодирующие данный ген, имеют ключевое значение в механизме импульсного инсулинового пути. Продление жизни червям примерно на 30% происходит также при угнетении генной активности ещё одного сигнального белкового вещества – RSKS-1, который принимает участие в рапамициновом импульсном пути.

В своем новом исследовании ученые постарались повлиять одновременно на два обнаруженных пути – инсулиновый и рапамициновый. Как было обнаружено, после «переделки» этих путей происходила реакция на стресс митохондрий, что способствовало удлинению жизненного периода в 4-5 раз.

«Резкое возрастание эффективности было невероятным – то есть, будто ожидаешь «1+1=2», а получаешь «1+1=5», - рассказывает доктор биологии Джарод Роллинс. Как говорит биолог, это открытие снова напоминает ученым о том, что процессы старения – это итог деятельности не какого-либо определенного белкового вещества или гена, а следствие сложного их взаимодействия.

Исследователи указали, что угнетение продукции DAF-2 и RSKS-1 вызывает стимуляцию сигнального белкового вещества GLD-1, который по цепочке понижает цитохромную активность и приводит к старту процессов стрессовой митохондриальной защиты. Помимо этого, происходит стимуляция протеинкиназов, которые благоприятствуют переключению клетки на более энергосберегающий рабочий режим.

Необходимо отметить, что импульсные пути IIS и TOR являются высококонсервативными, поэтому практически не отличаются даже у человека и Caenorhabditis elegans. Этот момент можно использовать для дальнейших исследований, и, скорее всего, так и произойдет. Однако на сегодняшний день рано говорить о прогнозах продления подобным образом человеческой жизни.

Более подробно о новости можно узнать на страницах издания Cell Reports, а также в специальной публикации MDI Biological Laboratory.