Ученые выяснили, как развивается рак

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

10 мая 2016, 10:00

В институте исследования рака (Лондон) команда ученых выяснила причины роста опухолей, по их словам, опухоль может получать дополнительное питание из прилегающих кровеносных сосудов.

Результаты работы специалисты уже опубликовали в одном из научных журналов.

Злокачественные образования обычно создают отдельную кровеносную систему, которая поставляет питательные вещества раковым клеткам. Современная терапия рака направлена на подавление роста опухоли с помощью антиоангиогенных препаратов, но новое исследование показало, что рак может получать дополнительное питание из кровеносных сосудов, расположенных поблизости, в результате чего и случаются рецидивы. Ученым долго не удавалось понять этот процесс, но англичане смогли выяснить, что опухоль просто использует другие способы развития – если подавляется развитие кровеносной системы в опухоли, она присоединяется к прилегающим сосудам и тканям и использует их в качестве источника питательных веществ. Именно это и делает опухоль невосприимчивой к антираковой терапии.

Выводы научной группы были подтверждены экспериментами с лабораторными грызунами, у которых был рак печени. На начальной стадии лечения мыши получали антиангиогены, которые эффективно подавляли рост раковых клеток, но со временем рак «присосался» к прилегающим сосудам, и препараты оказались совершенно бездейственными. Также ученые отметили необычную особенность – злокачественные образования реагировали и на окончание лечения, как только грызуны переставали получать антиангиогены, опухоль вновь создавала собственную кровеносную систему и продолжала расти. По словам ученых, эта особенность объясняет, почему у некоторых онкобольных отмечается положительная динамика после некоторого перерыва в лечении.

Английские специалисты уверены, что понимание механизма развития опухоли позволит создать эффективные методы лечения и полностью подавить рост раковых клеток.

Пока одни специалисты пытаются понять процесс развития рака, другая исследовательская группа заявила, что лечить рак можно с помощью активации собственной иммунной системы пациента. Поверхностные протеины, обнаруженные в образцах опухоли, помогут направить работу иммунную систему против раковой опухоли. После изучения ДНК пациентов, ученые пришли к выводу, что можно создать вакцину на основе обнаруженных в опухоли протеинов, которая активирует иммунитет для борьбы со злокачественными клетками.

Но подобное лечение пока еще не подтверждено клиническими испытаниями, а исследовательская группа надеется получить все необходимые разрешения для дальнейших экспериментов в ближайшие 2 года.

Стоит отметить, что все предыдущие попытки ученых противостоять раку при помощи собственного иммунитета пациента, оказались неудачными. Специалисты пояснили, что провалы были связаны с тем, что изначально организму неправильно задавалась цель – раковые клетки мутируют, а их вид и реакция могут быть различными. Один из ученых отметил, что в новом исследование было установлено, что опухоль оставляет следы, которые может распознать иммунная система, поэтому новый метод лечения может оказаться вполне эффективным, но самое главное, такое лечение обойдется сравнительно дешево.

trusted-source[1], [2], [3], [4]