Ученые смогли очистить клетки от ВИЧ

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

29 апреля 2016, 09:00

Генетики выяснили, что клетки, зараженные вирусом иммунодефицита можно очистить от «лишних» составляющих, в частности от ВИЧ. Новые технологии позволяют вырезать вирусные гены из иммунных клеток, при этом риск вторичного развития вируса практически отсутствует.

О технологии, которая позволяет выявлять встраиваемые в клетки геномы вируса, заявила группа исследователей под руководством Кэмеля Кхалили еще несколько лет назад. Тогда ученым удалость наглядно показать эффективность новой системы, получившей название CRISPR/Cas9 – геномы вируса имеют характерное отличие, что по которому система распознает их в клетке и уничтожает. Сейчас специалисты вновь использовали технологию CRISPR/Cas9, чтобы уничтожить вирус иммунодефицита в клетках и доказали, что удалить вирус из клетки полностью возможно, кроме того, технология блокирует повторное встраивание ВИЧ в хромосомы иммунных клеток.

Ученые работали с клетками, которые в большинстве случаев поражает вирус иммунодефицита – Т-лимфоцитами, в геноме которых присутствовали сотни копий измененного вируса иммунодефицита, кроме этого, для лучшего отслеживания результатов работы эксперты заменили один из генов ВИЧ на флуоресцентный белок, что привело к выработке светящихся молекул после активации вируса в клетке. На жизнедеятельности вируса внедрение генов Cas9 не отразилось, но удаление вируса иммунодефицита из генома Т-лимфоцитов произошло при экспрессии РНК-гидов. В ходе исследований ученые выяснили, что изначально в клетке было 4 связанных с ВИЧ включения, но все они были уничтожены при помощи новой системы группы Кхалиля. Также специалисты выяснили, что продолжение экспрессии генов Cas9 и РНК-гидов позволяет предотвратить повторное внедрение ВИЧ в ДНК клетки.

Сами исследователи отметили, что их работа поможет разработать новые методы лечения ВИЧ, в основе которых будет удаление ДНК вируса из иммунных клеток, также ученые допускают, что подобный способ лечения позволит полностью избавиться от заболевания.

Сейчас вирус иммунодефицита остается основной проблемой в ряде стран, а лечение на сегодняшний день основано на антиретровирусной терапии, которая только приостанавливает развитие вируса и помогает продлить жизнь пациентам на несколько десятков лет, однако, такое лечение не позволяет уничтожить вирус в организме полностью. Вирус иммунодефицита отличается тем, что способен быстро встраиваться в геном клеток человека, где «оседает» и становится причиной рецидивов. Сегодня все надежды возлагаются на генную инженерию, и специалисты надеются, что новые методы позволят избавиться от ВИЧ навсегда.

Система CRISPR/Cas9 была разработана на основе антивирусной защиты клеток и способна распознавать «ненужные» участки ДНК и убирать все лишнее из клетки, не повреждая её.

Сейчас специалисты провели только первый этап испытаний и система CRISPR/Cas9 доказала свою эффективность, в планах исследовательской группы изучить принцип действия новой системы, чтобы понять, эффективна она только на начальной стадии либо на всех этапах развития болезни.

trusted-source[1], [2]