Ученые будут изучать «чернобыльский» грибок

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 25.02.2021

02 ноября 2020, 09:00

В NASA заявили о необходимости изучения черной плесени, найденной на закрытой территории Чернобыля.

В ходе одного из регулярных осмотров четвертого энергоблока Чернобыльской атомной станции робот обнаружил с внутренней стороны саркофага странную темную субстанцию неизвестного происхождения. Взятый на пробу материал был направлен на исследование, которое затем показало: речь идет о специфической плесени с большим содержанием меланина. Ученые предположили, что грибок специально «потемнел» для того, чтобы защититься от излучения. До этого момента сотрудники Института микробиологии и вирусологии НАН Украины в Киеве уже около пятнадцати лет занимались изучением грибковых меланинсодержащих колоний, найденных в пробах почвы возле саркофага. Как оказалось, грибы не только противостоят пагубному воздействию радиоактивных лучей, но и ускоряют свой рост и развитие под ионизирующим воздействием.

Специалисты NASA также выразили заинтересованность в изучении «чернобыльского» грибка, способного поглощать радиоактивные излучения. Более того, Американское Космическое Агентство в перспективе проведет ряд экспериментов с грибком на борту МКС.

Любопытный грибок в виде черной плесени был обнаружен на поверхности стен покинутого энергоблока атомной электростанции в Чернобыле. Ранее украинские специалисты уже описывали эту находку, и произошло это уже через пять лет после трагических аварийных событий – то есть, в 1991 году. Вскоре после этого учеными были обнаружены специфические способности грибковой флоры: она умела поглощать радиоактивное излучение.

Созданная впоследствии научная группа, состоящая из мировых специалистов, смогла доказать, что такие типы меланинсодержащих грибков, как Cryptococcus neoformans, Cladosporium sphaerospermum и Wangiella dermatitidis способствуют увеличению биомассы и скапливают ацетат преимущественно в условиях с радиоактивным уровнем, превышающим обычный в пять сотен раз. Эксперты в сфере биологии отмечают: это значит, что грибковые организмы трансформируют поток гамма-лучей в химический поток примерно так же, как растительный мир при помощи фотосинтеза производит из углекислого газа кислород.

Представители Американского Космического Агентства предполагают, что данный процесс удастся применить в качестве выработки биоактивных продуктов, защищающих от радиоактивного солнечного излучения, либо задействовать на других АЭС. Кроме этого, возможно применение грибка как энергетического накопителя, что может стать биологическим аналогом солнечных аккумуляторов.

Когда конкретно произойдет сборка и отправка плесени на борт Международной Космической Станции, пока неизвестно. Однако имеется информация о том, что такая экспедиция планируется ещё с 2016 года.

Информация предоставлена на сайте