Раковая опухоль может уничтожить себя сама

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

09 марта 2021, 09:00

Американские исследователи нашли «слабое место» в раковых опухолях: оказывается, можно запустить программу самоуничтожения злокачественных клеток и тем самым излечить серьезное заболевание.

Ученые внедрили человеческие раковые клетки, изъятые из толстого кишечника и лимфомы, в крысиный организм. В итоге они отметили, что угнетение специфических белковых структур, питающих опухоль, вызывает её гибель.

На данный момент исследователи уже имеют готовые медикаменты, подавляющие такую белковую структуру, как ATF4. Мировая медицина имеет все шансы в скором времени получить инновационные противоопухолевые средства, способные избирательно угнетать развитие злокачественных клеток.

Ведущий специалист научной работы доктор Куменис заверил, что ученые идут в верном направлении и совсем скоро смогут полностью останавливать рост новообразования без возможности рецидива опухоли. Более того, появилась уверенность в том, что обнаруженное «слабое место» уместно по отношению ко многим онкологическим патологиям.

Огромное количество клеточных структур в человеческом организме ежедневно погибает только для того, чтобы защитить другие клетки от потенциальных опасностей. В то же время, раковая опухоль игнорирует такое поведение иммунной защиты. Как же принудить новообразование к самоуничтожению? Этот вопрос беспокоил ученых в течение долгого времени. И только сейчас команда в сопровождении доктора Кумениса добилась результата, подключив к ATF4 в структурах кишки, грудной железы и человеческой лимфомы и крыс с индуцированной лимфомой. Было обнаружено, что ATF4 несет ответственность за все биохимическое направление, функционирующее одновременно с геном. Если это направление остановить, то злокачественные клетки станут продуцировать большое количество белка и погибнут.

Когда ученым удалось «выключить» ATF4 в опухолях и организмах крыс, то было обнаружено, что патологические клетки продолжили накопление белкового вещества 4E-BP и в дальнейшем погибали в результате стресса. Подобный механизм «сработал» и при торможении развития лимфомы и толстокишечного рака у животных. В человеческих опухолях, обусловленных мутационными изменениями MYC, также отмечается повышение экспрессии ATF4 и 4E-BP. Доктор Куменис указывает на причастность этого факта к предполагаемому успеху открытия.

Медикаменты, ингибирующие биологический синтез ATF4 (расшифровывается как активирующий фактор транскрипции 4) – не новинка, они производятся фармацевтическими компаниями и применяются для лечения многих патологий, в том числе болезней Альцгеймера и Паркинсона.

По результатам исследований, воздействие на ATF4 эффективно по отношению к MYC-зависимым новообразованиям. На сегодняшний день проводятся эксперименты с целью определения возможных побочных проявлений такого лечения у онкологических больных.

Итоги научной работы опубликованы в издании Sciencedaily.