Новорожденные нейроны играют роль успокоительного средства

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 17.10.2021

24 ноября 2018, 09:00

Новые нервные клетки обладают способностью успокаивать мозг и нивелировать влияние стресса: доказано учеными.

Мозг животных имеет определенные зоны, в которых нервные клетки появляются на протяжении всей жизни. Подобные зоны существуют и в человеческом мозге, хотя подобный факт вызывает много споров и сомнений в ученой среде.

Новые нейроны у взрослого человека формируются в малых количествах, однако такой процесс крайне необходим: новорожденные структуры обеспечивают важнейшие процессы запоминания информации. К тому же, они укрепляют мозг по отношению к стрессам, хотя до настоящего времени было неизвестно, какие конкретно реакции протекают при этом на уровне клеток и импульсов.

Ученые, представляющие Университет Колумбии, поставили эксперимент на грызунах. Они наблюдали за формированием новых нервных структур в гиппокампе (именно он и является той зоной, в которой протекает нейрогенез). Гиппокамп, помимо множества функций, является основным центром памяти.

В качестве реакции на прием антидепрессантов и на физическую активность численность новых нервных структур увеличивалась. А при угнетении нейрогенеза грызуны становились более восприимчивыми к стрессам и выражали повышенное беспокойство.

При нормальном течении нейрогенеза, либо при его искусственном усилении, стресс у грызунов купировался быстрее, они демонстрировали более качественную адаптацию к новым условиям. Этим ученые подтвердили антистрессовое влияние нейрогенеза.

Но ученым необходимо было узнать, какие именно процессы протекают в клетках. После оценки состояния старых и новорожденных нервных клеток, исследователи обнаружили: с уменьшением количества новых нейронов в гиппокампе активизируются старые клетки, а с увеличением числа «новорожденных» структур старые клетки успокаиваются.

Если же на нервные структуры воздействовали непосредственно из внешней среды, путем стимуляции или угнетения, то ответ грызунов на стресс был таким же, как при стимуляции или угнетении нейрогенеза. Стало быть, при принудительном возбуждении старых клеток мыши приобретали большую стрессовую чувствительность, а при угнетении их активности мыши самостоятельно и быстро справлялись со стрессом.

Говоря иначе, нейроны-старожители гиппокампа (а именно – зубчатой извилины, где и происходит формирование новых структур) играют непосредственную роль в становлении реакции на стрессовую ситуацию. А для того чтобы такая реакция протекала быстрее и легче, необходимо присутствие новых нейронов, которые смогут успокоить старожителей. Скорее всего, подобные процессы имеют место и в мозге человека. С большой долей вероятности при стимуляции нейрогенеза можно побороть тревогу и депрессию – распространенные последствия стресса.

Подробная информация об исследовании представлена в журнале Nature, а также на странице The Scientist (https://www.the-scientist.com/news-opinion/young-brain-cells-silence-old-ones-to-quash-anxiety-64385).

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]