Можно ли похудеть, придерживаясь интервального голодания?

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 12.03.2022

10 декабря 2021, 09:00

Интервальное голодание даст ожидаемый результат, если период голода будет припадать на ночное время.

Доказано множеством экспериментов, что дефицит калорий в организме в определенной мере полезен. Он оптимизирует обменные процессы, облегчает сердечную функцию, стабилизирует давление, повышает физическую работоспособность. Однако виды голодания бывают разными: наиболее известны длительное водное, сухое и интервальное голодание. Последний вариант считается наиболее щадящим и легче всего переносится большинством людей.

Исследования показывают, что польза от интервального голодания не менее очевидна, чем от обычного уменьшения поступления калорий. Представители Колумбийского университета обнаружили, что такой полезный эффект обусловлен суточными ритмами. Ученые поставили эксперимент на насекомых – мушках Дрозофилах, для которых характерна смена 20-часовых голодных периодов с периодами длительного насыщения, продолжительностью 28 часов. Насекомые, которые «придерживались» такого режима, жили на 13-18% дольше своих сородичей, которые питались без периодического голодания. Кроме увеличения продолжительности жизни, отмечались и другие положительные изменения: мушки были более активными, у них отмечалось замедление признаков старения организма. При этом наиболее явный эффект отмечался у мух «среднего возраста». Пожилые мухи, даже при условии соблюдения интервального голодания, не становились долгожителями, а у некоторых насекомых жизненный период даже сокращался.

Если рассматривать суточную калорийность, то во время открытого доступа к еде голодающие мушки питались даже более калорийно, нежели неголодающие.

Ученые проанализировали зависимость данных процессов с циркадными, или суточными ритмами. Такие ритмы регулируются несколькими генами, при отключении которых мушки теряли полезное влияние интервального голодания. Польза терялась и в случае, когда исследователи сместили режим питания на 12 часов. В итоге был сделан вывод: для похудения и улучшения состояния организма период голода должен припадать преимущественно на ночное время.

Суточные ритмы влияют на множество реакций и процессов – в частности, на аутофагию. Речь идет о внутриклеточной чистке, которая обновляет клетку изнутри. Этот процесс осуществляется преимущественно ночью, во время отдыха организма. При подавлении аутофагии у мушек эффект интервального голодания у них сводился к «нулю». Если же этот процесс, наоборот, активировали, то Дрозофилы становились долгожителями, даже не придерживаясь никаких голоданий. Специалисты сделали ещё один вывод: аутофагия зависит от циркадных ритмов, обусловливая эффективность голодания.

Как и исследуемые насекомые, люди преимущественно спят по ночам. Поэтому полученную в ходе экспериментов информацию можно использовать и по отношению к нам. К примеру, интервальное голодание должно предполагать период ограничения пищи в ночное время.

Полностью ознакомиться с результатами работы можно на страницах журнала Nature