Можно ли побороть метастазы?

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 14.08.2021

05 января 2019, 09:00

Раковый процесс – это страшная болезнь, однако с появлением метастазов её сразу же причисляют к категории неизлечимых.

Для того чтобы повысить коэффициент выживаемости больных и побороть раковые метастазы, ученые решили подробно исследовать тему формирования вторичных опухолей. Им предстояло дать ответы на такие вопросы: как происходит распространение и «прорастание» раковых клеток? Как можно блокировать этот процесс?

Профессор Кристин Чаффер с другими представителями австралийского научно-исследовательского института медицинских исследований Гарвана смогли обнаружить: материнские опухоли обладают собственным потенциалом для торможения роста метастатических образований. Речь идет об уникальном природном механизме, позволяющем раку остановить собственное развитие. Но можно ли использовать его для создания новейших терапевтических методов?

В ходе изучения процессов формирования и распространения метастазов, ученые нашли подозрительную экосистему, играющую роль в развитии онкопатологии. Исследования, проведенные на грызунах, показали: материнские новообразования молочной железы способны блокировать метастатические клетки при помощи опосредованных химических сигналов. Для проведения таких сигналов основная опухоль применяет собственную иммунную систему, направляя лейкоциты организма в атаку на метастазы, предупреждая их рост.

«Под воздействием иммунитета дочерние клетки остаются в «замершем» состоянии, а метастатическая опухоль прекращает свой рост. Мы поражены, что материнские опухоли способны блокировать свое же распространение», - рассказывают исследователи.

Несмотря на то, что описанные процессы наблюдались при изучении грызунов, ученые уверены: имеются все основания полагать, что подобный механизм угнетения развития метастазов присутствует и в человеческом организме.

Пока специалисты не могут определить и обозначить все этапы обнаруженного механизма. Однако о некоторых сигналах, которые использует опухоль для стимуляции иммунитета, уже известно. Ученым предстоит провести ещё немало исследований, для того чтобы трансформировать эти сигналы в лечебный препарат от раковых метастазов.

«Уже сейчас мы можем говорить о редчайшем успехе: нам дано направление, которое подскажет способ лечения метастатического рака. На данный момент нами поставлена цель воспроизвести указанный природный процесс угнетения дочерних клеток в условиях медицинской практики. Мы должны понять и учесть все моменты, которые происходят при стимуляции иммуноцитов опухолью», - объясняет профессор Чаффер.

Если проект завершится удачно, то многие злокачественные процессы уже не будут восприниматься медиками и пациентами, как смертельный приговор. По некоторой статистической информации, около 0,02% отколовшихся дочерних клеток способны формировать вторичные новообразования: теперь у специалистов появилась вполне реальная возможность обнулить данный показатель.

С итогами исследований австралийских ученых можно ознакомиться на страницах издания Nature Cell Biology.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]