Глаукому причислили к аутоиммунным патологиям

, медицинский редактор
Последняя редакция: 17.10.2021

16 февраля 2019, 09:00

Американские специалисты полагают, что глаукому следует относить к аутоиммунным патологиям, для которых характерно разрушение белковых структур организмом.

Утверждение ученых может повернуть вспять все представления врачей о лечении глаукомы, ведь теперь необходимо задействовать в первую очередь этиопатогенетическую терапию.

На данный момент глаукома является диагнозом десятков миллионов людей во всем мире. Более того, эту патологию признали основной причиной потери зрения у пациентов.

Однако этиологическое происхождение заболевания до сих пор остается неразгаданной загадкой для ученых. Экспертами MIT было обнаружено, что база глаукомы может быть заложена бесконтрольной реакцией иммунитета человека. После поведения исследований на грызунах ученые доказали, что Т-лимфоциты в организме ответственны за необратимые повреждающие процессы в сетчатке глаза. Дальше – больше: Т-клетками атакуются нейронные белки сетчатки, когда иммунитет сталкивается с отдельными видами микробов. Под влиянием инфекционного процесса иммунная защита буквально «слетает с катушек», принимая собственные белки за чужаков, с которыми нужно бороться.

«Наша работа позволила доказать, что до сих пор лечение глаукомы было в корне неверным. Изучение роли микробов в формировании заболевания поможет в дальнейшем блокировать и своевременно обнаруживать глаукому», - утверждает доктор-биолог Чжианшу Чен.

Основная роль в развитии заболевания отводится повышению внутриглазного давления, что достаточно типично для пожилых людей. Проблема вначале протекает скрыто: осознание человеком неполадки приходит лишь тогда, когда безвозвратно поражается каждая вторая ганглиозная структура.

В наше время глаукому лечат путем установки контроля над внутриглазным давлением. Тем не менее, этот подход не всегда приводит к успеху: у многих пациентов отмечается дальнейшее усугубление проблемы даже при нормальных показателях ВГД.

Ученые объясняют: «Мы предположили, что должна иметься какая-то причина нестабильности внутриглазного давления. Первое, о чем мы подумали, была как раз аутоиммунная реакция».

Для того чтобы проверить предположение, специалисты изучили сетчатку больных грызунов: в первую очередь, их интересовало наличие иммуноцитов. Как оказалось, такие клетки в большом количестве присутствовали в тканях. Ученым это показалось странным, ведь защитная мембрана сетчатки не должна была пускать их во внутренние структуры. Далее обнаружилось, что высокое внутриглазное давление дает «зеленый свет» для прохождения Т-клеток, которые попадают внутрь и воздействуют на белки теплового шока, отвечающие за стрессовый и травматический ответ.

Почему же подобное происходит? Ученые выяснили: раньше такие лимфоциты уже «знакомились» с белками теплового шока, но они имели микробное происхождение. Если объяснить по-другому, получается следующее: иммунные клетки уже вступали в борьбу с микробами, имеющими структурно похожий протеин. А теперь они принялись атаковать нормальные белки, так как «помнят» их, как угрожающих агентов. Специалисты именуют такую реакцию перекрестной.

Так какой же микроб «виновен» в развитии неправильной реакции? Пока на этот вопрос ученые ответить не могут.

Подробно об открытии можно прочесть в статье Nature Communication.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]