Медицинский эксперт статьи

Гидроцефалия может провоцироваться вирусами

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024

19 октября 2018, 09:00

Ученые, представляющие Университет Дьюка, определили, что развитие гидроцефалии могут провоцировать вирусы, поражающие мозговые клетки. Научный проект был проведен во главе с профессорами Кадаром Абди и Чай Куо.

Клетки эпендимы – это эпителиовидные клетки нейроглии, которыми выстланы желудочки мозга. Благодаря ним – а точнее, благодаря ресничкам, расположенным на этих клетках, - поддерживается циркуляция спинномозгового ликвора. Кроме этого, клетки вступают во взаимодействие с нервными стволовыми клетками, определяя ключевое значение в предупреждении формирования гидроцефалии – состояния, при котором спинномозговой ликвор накапливается внутри головного мозга. Такое состояние иначе называют водянкой: оно сопровождает различные неврологические заболевания врожденного и приобретенного типа. На сегодняшний день существует лишь один способ коррекции гидроцефалии – это шунтирование для создания выхода накопившейся жидкости. Но подобное лечение далеко не всегда успешно. Таким образом, ученые поставили перед собой цель отыскать новый метод терапии, более действенный.

В самом начале эксперимента ученые занимались выращиванием клеток эпендимы, для того чтобы изучить их значение для создания нервных стволовых клеток. По ходу работы обнаружилось, что созревшие клетки эпендимы у грызунов нуждаются в беспрерывном синтезе транскрипционного фактора Foxj1, чтобы поддерживать собственную форму и функциональность. Без озвученного фактора клетки лишаются ресничек: происходит их деградация до раннего периода развития.

Как обнаружили ученые, синтез транскрипционного фактора прекращается под воздействием вирусов, которые способны вызывать многие серьезные патологии головного мозга, и, в том числе, гидроцефалию. Последующие исследования позволили доказать, что внедрение в мозговые структуры клеток с лекарственным веществом, стимулирующим синтез фактора, приводит к восстановлению функции и численности клеток эпендимы.

После полного анализа проделанной работы ученые предположили, что лекарственные вещества, способные нормализовать синтез транскрипционного фактора, можно успешно применять для лечения гидроцефалии. Однако клинические испытания специалистами ещё не проводились.

На данный момент специалисты полностью уверены в важности их исследования: например, ранее никому не удавалось определить, что белковое вещество Foxj1 разлагается на протяжении двух часов. Это означает, что клетки эпендимы под воздействием ферментного вещества IKK2 активизируют выработку транскрипционного фактора. А отдельные типы вирусов (в частности, герпевирус) обладают механизмом блокировки этого ферментного вещества, поэтому их влияние на головной мозг гораздо большее, чем предполагалось раньше.

Полностью итоги исследования опубликованы в издании Nature Communications (https://www.nature.com/articles/s41467-018-03812-w).

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6],