Диета от лейкоза существует

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 12.03.2022

18 января 2022, 09:00

Если прекратить поступление в организм аминокислоты валина, то течение острой формы Т-клеточного лимфобластного лейкоза практически полностью блокируется, что удалось проследить в ходе эксперимента, поставленного на грызунах.

Изучение белковых аминокислот – популярная задача научных специалистов по всему миру. В недавнем исследовании ученые, представляющие Университет Нью-Йорка, смогли обнаружить важное свойство валина – алифатической α-аминокислоты, одной из двадцати протеиногенных аминокислот, входящих в состав многих известных протеинов. Специалисты занимались изучением структур Т-клеточного лимфобластного лейкоза: речь идет о распространенной патологии злокачественного характера, поражающей преимущественно детей и молодежь. Исследовались биологические и химические особенности острого заболевания. А непосредственной целью ученых было выяснение трофических процессов и определение веществ, особенно важных для развития злокачественного процесса.

В ходе экспериментальной работы злокачественные структуры пересаживали от человека модифицированным грызунам. Впоследствии у мышей прогнозируемо развивался лейкоз. В итоге было обнаружено: если грызуны придерживались безвалинового питания, то на протяжении трех недель прогрессирование заболевания полностью блокировалось, а численность злокачественных клеток в системе кровообращения понижалась минимум на 50%, либо они исчезали вовсе. А вот на фоне возобновления употребления валина с кормом лейкоз снова возобновлялся.

Согласно основным молекулярным процессам, острая форма Т-клеточного лимфобластного лейкоза зависима от мультифункционального гена NOTCH1. Злокачественные изменения в гене увеличивают уровни тРНК (транспортной рибонуклеиновой кислоты, обеспечивающей взаимодействие рибосомы, аминокислоты и матричной РНК в процессе трансляции). Именно тРНК транспортирует валин к протеинсинтезирующим механизмам.

Каждая аминокислота имеет собственную тРНК, удерживающую ту или иную аминокислоту, и объединяющуюся с триплексной комбинацией информационной РНК. При отсутствии транспортной РНК протеиновый синтез осуществляться не может. Злокачественные структуры лейкоза требуют большого количества митохондриального белка, а для его выработки в нужном количестве необходим валин – в соответствующем объеме. Поэтому злокачественные клетки остро нуждаются в мутациях NOTCH1, активизирующих продукцию валиновых тРНК. Для воздействия на лейкозные структуры достаточно снизить число валиновых транспортных РНК, либо уменьшить уровень непосредственно валина, что позволит разорвать транспортную цепочку.

Вполне вероятно, что подобная схема применима и по отношению к злокачественным патологиям других видов. Пока ученые могут говорить только о лейкозе: с большой долей вероятности эффективность лечения можно дополнить и потенцировать, если больной будет придерживаться диеты, предполагающей ограничение поступления валина в организм. К слову, полное исключение валина не рекомендовано, поскольку дефицит аминокислоты неблагоприятно сказывается на состоянии головного мозга и мускулатуры.

Полную информацию ученые опубликовали на странице журнала Nature