Fact-checked
х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Действительно ли дети стараются копировать взрослых?

, медицинский редактор
Последняя редакция: 29.07.2019

Вопреки мнению многих взрослых, дети копируют и передразнивают других людей не просто так: они вкладывают в этот процесс немало смысла.

Наверное, не существует детей, которые не любили бы передразнивать своих ровесников и даже взрослых, при этом повторяя те или иные, на первый взгляд безосновательные, действия. Принято считать, что так дети приспосабливаются к различным ситуациям. К примеру, если попросить малыша сделать что-либо, то он для начала понаблюдает, как это делает другой человек, и только после этого скопирует его действия. К слову, большинство детских психологов именно так и полагает. Но вот исследователи заметили: если взрослый вдруг примет решение сделать бессмысленную стойку на голове, и только после этого приступить к заданию, то и ребенок поступит точно также, пытаясь стать на голову. И это, несмотря на очевидность безосновательности такой затеи. Почему так происходит?

Специалисты, представляющие университеты Сент-Эндрюс и Дарем, считают, что детская тяга к бессмысленному подражанию значительно преувеличена. Сотрудники университетов провели эксперимент под руководством Кары Эванс. В исследовательской работе принимали участие более 250 детей разного пола, в возрастном диапазоне 4-6 лет. Детям демонстрировали видео, на котором взрослые доставали обозначенную емкость из прозрачной пластмассовой коробки. В коробке было две ячейки, и емкость находилась в одной из них. Для того чтобы её взять, было необходимо прижать специальную лапку, после чего открыть ячейку. Так как коробка была прозрачной, было хорошо видно, где находилась емкость. Но взрослые почему-то предварительно открывали и пустую ячейку. Говоря иначе, детям показывали как раз то безосновательное действие, которое предположительно они должны были скопировать.

Загвоздка заключалась в том, что не во всех случаях взрослые делали бессмысленное открытие пустой секции – в некоторых вариантах все же открывалась только нужная ячейка. Вышло так, что дети копировали взрослых по такому же принципу: повторялось как бессмысленное открывание коробки, так и осмысленное открывание нужной ячейки. После нескольких повторов маленькие участники начинали понимать абсурдность действий, и детей, целенаправленно открывающих нужную секцию, становилось больше. Создавалось ощущение, что участники начинали понимать, кто из взрослых совершает верные действия.

Таким образом, ученые сделали выводы: дети действительно склонны все повторять, но делают они это продуманно. Если им предложить различные вариации каких-либо действий, то они, скорее всего, выберут более осмысленное из них. Важно не забывать о том, что детей необходимо оберегать от заучивания какой-либо бессмысленной и пустой информации – только вот это уже забота взрослого поколения.

С подробностями исследования можно ознакомиться на странице www.sciencenews.org/blog/growth-curve/kids-are-selective-imitators-not-extreme-copycats