Бактерии могут помочь вылечить отравление

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 17.10.2021

04 февраля 2019, 09:00

Пищевое отравление: этот диагноз знаком многим людям. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни переживал это неприятное состояние. Но некоторые формы микроорганизмов способны спровоцировать достаточно серьезное кишечное расстройство, не ограничивающееся обычным поносом. Не секрет, что некоторые заболевания в медицине излечиваются по принципу «подобное лечим подобным». Данную методику вскоре станут применять и по отношению к пищевым токсическим инфекциям.

Группа специалистов из Стэнфордского Университета (Соединенные Штаты) под руководством доктора Дениса Монака открыли существование пропионата – вспомогательного метаболического продукта, который формируется в результате жизнедеятельности одной из разновидностей кишечных микробов. Пропионат обладает способностью угнетать развитие сальмонеллы (возбудителя всем известного сальмонеллеза).

Что ещё известно о пропионате? Это вещество продуцируется грамотрицательными палочковидными анаэробами, которые принадлежат к семейству бактероидов. Эти микробы входят в состав обычной микрофлоры кишечника человека.

«У разных людей мы можем наблюдать разную реакцию на развитие бактериальной инфекции. У одних пациентов отравление проявляется бурной клинической картиной и требует стационарного лечения, а у других протекает практически незаметно. Мы поставили перед собой задачу понять, почему так происходит», - объясняют исследователи. «Кишечный микробиом – это очень сложный механизм, в котором задействованы миллиарды представителей микробной, вирусной и грибковой флоры. Они тесно взаимодействуют друг с другом, и зачастую практически невозможно выделить отдельные молекулы среди других «жителей» внутрикишечного пространства».

Ученые проанализировали влияние пропионата на бактериальную флору, а именно – на сальмонеллы. Было обнаружено, что указанное вещество воздействует на качество pH среды внутри бактериальной клетки: в результате клетке требуется гораздо больше времени для того, чтобы она начинала расти и размножаться. При высоком концентрационном содержании пропионата в полости кишечника микробы теряют способность повышать свой внутриклеточный уровень pH, что усложняет их функциональность. Это приводит к гибели огромного количества сальмонелл.

«Та информация, которую мы получили, благодаря исследованиям, принесет немалую пользу в борьбе с инфекционными интоксикациями и заражением. Возможно, будут внесены коррективы в терапию подобных заболеваний. На данный момент при пищевых токсикоинфекциях препаратами выбора становятся антибиотики. Однако все мы знаем о минусах антибиотикотерапии, и это не только масса побочных проявлений, но и развитие устойчивости многих бактериальных штаммов, что действительно представляет проблему. Теперь же во многих случаях от антибиотиков можно будет отказаться», - говорят ученые.

Информация опубликована на сайте hi-news.ru