Африканцы менее подвержены ВИЧ

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 28.08.2023

28 августа 2023, 09:00

Развитие ВИЧ-инфекции блокируется некоторыми типами белков, специализирующихся на «разматывании» двойной ДНК-спирали.

Иммунитет к тому или иному заболеванию зачастую передается генетически, в том числе и к инфекционным патологиям. Уже много лет прослеживается информация о том, что некоторые люди полностью устойчивы к ВИЧ, что связано с присутствием мутации гена CCR5, кодирующего рецептор Т-лимфоцитов. Благодаря данному рецептору, вирус и попадает внутрь клетки. Специалистами даже проводились эксперименты, в ходе которых ВИЧ-больным заменяли обыкновенные стволовые клетки клетками, имеющими мутацию в CCR5. Однако стоит заметить, что данная мутация встречается нечасто – среди не более 1% людей. Поэтому вариант донорства костного мозга со стволовыми клетками не рассматривается. Конечно, имеется возможность использования генной инженерии, но этот вопрос пока находится на стадии изучения.

Ученые заметили, что не только упомянутая выше мутация способна блокировать развитие ВИЧ-инфекции. Представители Университета Манитобы, Федерально-политехнического колледжа Лозанны, Института Сенгера и некоторых других научных заведений провели исследование по поводу еще одного гена, способного препятствовать развитию инфекции – CHD1L. Отмечается, что у людей этот ген может присутствовать в нескольких вариациях, что также влияет на активность инфекционного процесса.

Данный тип гена удалось обнаружить после тщательного изучения почти четырех тысяч человеческих геномов больных ВИЧ. Интересно, что все геномы с CHD1L выявили у лиц африканского происхождения, либо у их потомков. После попадания вируса иммунодефицита человека в организм с CHD1L начинается его активное размножение, однако на пиковом этапе происходит падение активности (так называемая контрольная точка), что указывает на способность организма противодействовать инфекции без каких-либо лечебных вмешательств. Такое явление позволяет определить степень развития инфекционного процесса, вероятность инфицирования от вирусоносителя и пр. У разных людей нет одинаковой контрольной точки: этот показатель индивидуален и находится в непосредственной зависимости от генетических особенностей организма. Стоит заметить, что и раньше подобные эксперименты проводились, однако изучению подвергались преимущественно геномы выходцев из европейских стран.

Что касается лиц африканского происхождения, то именно у них удалось выявить взаимосвязь активности инфекции и вариаций гена CHD1L: некоторые его варианты особенно интенсивно противостояли развитию ВИЧ.

Благодаря CHD1L, происходит кодировка фермента, позволяющего восстанавливать пораженную ДНК. Этот фермент способен развернуть двойную ДНК-спираль, тем самым допуская к ней другие белковые вещества, непосредственно занимающиеся «ремонтом». Исследования иммунных клеточных структур продемонстрировали, что CHD1L препятствует созданию вирусом новых копий своего генома. Однако на сегодняшний день полностью не выяснен весь механизм данного процесса. Предположительно, в скором будущем ученые смогут создать препарат, обладающий действием, схожим с CHD1L.

С полным текстом научной работы можно ознакомиться на странице журнала Nature