^

Здоровье

A
A
A

Нарушение активности и внимания у детей

 
Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 18.10.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Нарушение активности и внимания - группа расстройств, объединённая по феноменологическому принципу на основании слабомодулированного поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий.

Для этой группы расстройств характерно отсутствие чётких клинических границ и надёжных диагностических маркёров.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Эпидемиология

Эпидемиологические исследования, выполненные в разных странах демонстрируют большой разброс показателей (от 1-3 до 24-28%) в популяции. Это может свидетельствовать о реально существующих локальных причинах, приводящих к росту данной психической патологии в конкретных регионах. Значительная часть исследований мало сопоставима из-за различий в методологии и технических способах проведения, критериях диагностики, неоднородности исследуемых групп детского населения. Большинство психоневрологов указывают на 3-7% детей школьного возраста. У мальчиков гиперкинетические расстройства встречают в 4-9 раз чаще, чем у девочек.

trusted-source[11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23]

Причины нарушения активности и внимания у детей

Этиология до конца не установлена. Выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома, - медико-биологические или церебрально-органические факторы, генетические и психосоциальные. Самостоятельное значение психосоциальных факторов сомнительно, чаще всего они усиливают проявления синдрома генетического, церебрально-органического или смешанного генеза.

trusted-source[24], [25], [26], [27], [28], [29]

Патогенез

Результаты биохимических исследований показали, что в патогенезе важную роль играют основные нейромедиаторные системы головного мозга (дофаминергические, серотонинергические и норадреналинергические). При этом было установлено наличие принципиальных различий в обмене моноаминов при данной патологии. Неоднозначность биохимических показателей объясняют патогенетической гетерогенностью синдрома.

Патологические изменения регистрируют в различных участках мозга - префронтальных зонах мозговой коры, заднем ассоциативном центре, области таламуса, проводящих путей.

trusted-source[30], [31], [32], [33], [34], [35], [36], [37], [38], [39], [40], [41], [42], [43]

Симптомы нарушения активности и внимания у детей

Клинические проявления различны в разных возрастных группах (дети дошкольного возраста, школьники, подростки, взрослые). Есть данные о том, что 25-30% детей сохраняют основные проявления синдрома, став взрослыми.

Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первые годы жизни. Они находятся в постоянном движении, бегают, прыгают, пытаются залезть, куда могут, хватают руками всё, что оказывается перед их глазами, не задумываясь, ломают и кидают предметы. Ими руководит неутомимая любознательность и «бесстрашие», из-за чего они часто оказываются в травмоопасных ситуациях - могут упасть в ямы, подвергнуться удару тока, сорваться с дерева, получить ожоги и т.п. Они не могут ждать. Желание должно быть выполнено здесь и сейчас. При удержании, отказе, замечании дети устраивают истерики или испытывают приступы гнева, часто сопровождающиеся вербальной и физической агрессией.

Симптомы нарушения активности и внимания

trusted-source[44], [45]

Формы

Классификацию гиперкинетических расстройств основывают на критериях МКБ-10. Главное подразделение проводят в зависимости от присутствия или отсутствия сопутствующих синдромов нарушения активности и внимания, признаков агрессивности, делинквентности или диссоциального поведения.

Диагноз «нарушение активности и внимания» (расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью; гиперактивное расстройство дефицита внимания) используют когда имеются общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.0), но нет критериев расстройства поведения.

Диагноз «гиперкинетическое расстройство поведения» ставят, когда имеются полные критерии и для гиперкинетических расстройств, и для расстройств поведения (F90.1).

По американской классификации DSM-IV выделяют три формы:

  • с преобладанием гиперактивности/импульсивности;
  • с преобладанием нарушения внимания;
  • смешанная, при которой гиперактивность сочетается с нарушением внимания.

Ряд отечественных исследователей проводят дифференциацию по клинико-патогенетическому принципу. Выделяют энцефалопатические формы, в генезе которых значительную роль играют ранние органические поражения ЦНС, дизонтогенетические формы с асинхронией развития (как возрастной эквивалент формирующихся психопатий и акцентуаций характера) и смешанные варианты.

trusted-source[46]

Диагностика нарушения активности и внимания у детей

В настоящее время разработаны стандартизированные диагностические критерии, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства.

  • Проблемы поведения должны иметь раннее начало (в возрасте до 6 лет) и длительную продолжительность.
  • Расстройства требуют анормальных уровней невнимательности, гиперактивности, импульсивности.
  • Симптомы должны отмечаться более чем в одной ситуации (дома, в школе, клинике).
  • Симптомы выявляют при прямом наблюдении и не обусловлены другими расстройствами, такими как аутизм, аффективное расстройство и др.

Диагностика нарушения активности и внимания

trusted-source[47], [48]

Профилактика

Максимально раннее проведение патогенетически обоснованной терапии, минимизирующей влияние психосоциальных факторов, определяющих дальнейшее развитие психопатологического состояния. Задача педиатра - при наличии у пациента признаков гиперактивности рекомендовать родителям консультацию ребёнка у психиатра или невропатолога.

trusted-source[49]

Использованная литература


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.