Fact-checked
х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Диагностика нарушения активности и внимания

Медицинский эксперт статьи

Психиатр, психотерапевт
, медицинский редактор
Последняя редакция: 08.06.2019

В настоящее время разработаны стандартизированные диагностические критерии, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства.

  • Проблемы поведения должны иметь раннее начало (в возрасте до 6 лет) и длительную продолжительность.
  • Расстройства требуют анормальных уровней невнимательности, гиперактивности, импульсивности.
  • Симптомы должны отмечаться более чем в одной ситуации (дома, в школе, клинике).
  • Симптомы выявляют при прямом наблюдении и не обусловлены другими расстройствами, такими как аутизм, аффективное расстройство и др.

Невнимательность

Минимум шесть симптомов невнимательности выявляют в степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребёнка.

  • Часто проявляющаяся неспособность следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе.
  • Часто не удаётся поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности.
  • Часто ребёнок не слушает того, что ему говорят.
  • Ребёнок часто не способен следовать инструкциям или завершать повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционности или непонимания инструкции).
  • Часто нарушена организация заданий и деятельности.
  • Ребёнок часто избегает или очень не любит заданий, требующих постоянных умственных усилий.
  • Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Забывчив в повседневной деятельности.

trusted-source[1], [2], [3], [4]

Гиперактивность

Минимум три симптома гиперактивности сохраняются в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности ребёнка и не согласуется с уровнем его развития.

  • Ребёнок часто беспокойно двигает руками или ногами или ёрзает на месте.
  • Покидает своё место в классе или при другой ситуации, когда необходимо оставаться на месте.
  • Часто начинает бегать или карабкаться там, где это неуместно.
  • Часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднение в тихом проведении досуга.
  • Обнаруживает стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальная ситуация и требования.

trusted-source[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Импульсивность

На протяжении минимум 6 мес сохраняется по меньшей мере один из симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребёнка.

  • Ребёнок часто даёт ответы до того, как завершены вопросы.
  • Часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях.
  • Часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Следует иметь в виду, что при первом посещении врача многие дети не обнаруживают свойственной им гиперактивности. Поэтому диагностику следует базировать не только на общем клиническом впечатлении, но и анализе сведений, полученных от родителей, учителей, воспитателей, результатов психологического исследования.

Важно знать!

Нарушение активности и внимания - группа расстройств, объединённая по феноменологическому принципу на основании слабомодулированного поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий.

Читать далее...