^

Занятия с ребенком с алалией

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

При задержке речевого развития у детей – моторной, сенсорной или сенсомоторной алалии – речь и коммуникативные навыки необходимо развивать с трех-четырех лет, для чего проводятся логопедические занятия с ребенком с алалией и расстройством экспрессивной или рецептивной речи.

Основываясь на индивидуальном подходе к каждому ребенку и с учетом уровня его речевого развития, коррекцию алалии у дошкольников проводят в процессе игры, способствующей развитию когнитивных способностей, моторики и восприятия, усвоению основных языковых форм и обогащению словарного запаса, что позитивно отражается на динамике развития речевых функций. [1]

Логопедические занятия с ребенком с моторной алалией

У ребенка с моторной алалией – расстройством экспрессивной речи – логопедические занятия нацелены на активизацию речевой функции и призваны научить распознавать звуки, адекватно их воспроизводить и использовать для коммуникации. 

Согласно существующим методикам, структура занятий включает:

  • коррекцию произношения звуков с постановкой правильного использования артикуляционного аппарата;
  • формирование представления о звуковой и слоговой структуре слов;
  • усвоение принципов словообразования и словоизменения, а также грамматических систем языка и речи;
  • пополнение словарного запаса;
  • обучение правилам построения словосочетаний и простых предложений разных типов.

Начинают, как правило, с того, что ребенка учат узнавать, различать голоса животных и подражать им.

Затем заучивают короткие и простые слова – названия предметов (частей тела, игрушек и др.) действия, признаки (изображенные или представленные). Немало времени может занимать коррекция пропусков или перестановки слогов в словах, поэтому необходимо частое повторение правильного произношения слогов.

Особую роль в формировании речи играет запоминание и повторение коротких фраз из двух-трех слов (существительное + глагол), необходимых для повседневного общения ребенка.

По мере продвижения коррекционной работы задания усложняются: включаются обучение изменению слов (существительных – по падежам, глаголов – по времени), освоение новых частей речи и согласования их в предложениях, построение фраз из четырех-пяти слов (по опорным словам, по картинке и т.п.). [2]

Логопедические занятия с ребенком с сенсорной алалией

У ребенка с сенсорной алалией – расстройством импрессивной речи – логопедические занятия призваны повысить понимание речи как таковой, то есть сформировать связи между словами и обозначаемыми ими предметами (понятиями, действиями и т.п.).

Кроме улучшения понимания и развития целенаправленного внимания вербальными методами, структура занятий с этим типом нарушения развития речи строится на методах визуальных (с использованием наглядных пособий в виде предметов, картинок, моделей, макетов и т.п.), позволяющих повысить эффективность развития фонематического восприятия языка, правильной артикуляции при произношении звуков, освоения основ словарного и грамматического строя речи. [3]

Логопедические занятия с ребенком с сенсомоторной алалией

Сенсомоторная алалия - грубое нарушение речи и языка у ребенка на фоне поражения речевых центров коры головного мозга, которое может выражаться в ее нарушениях или полном отсутствии.

При данном типе алалии логопедическая коррекция начинается с обучения ребенка восприятию любых звуков и формирование ответной реакции на них, а затем и навыков их распознавания. И только после этого начинают занятия по освоению фонетико-фонематической системы речи, сопоставлению зрительного и звукового образа слов (навыков определения предметов и их названий), применению основных лексико-грамматических конструкций, расширению так называемого эмоционального словарного запаса. [4]

Структура занятий для детей с сенсомоторными нарушениями речи должна включать задания для развития мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и т.д.

Следует отметить, что при сенсомоторной алалии сформировать словарный запас и обучить детей речевым навыкам удается редко, поскольку часто присутствуют признаки когнитивных нарушений системного характера.

Читайте также:


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.