^

Медицинский эксперт статьи

A
A
A

Как продолжать развитие речи?

 
Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Многие родители для того, чтобы ребенок поскорее заговорил, пытаются дать ему побольше словесных образцов: "скажи - часы, скажи - ложка". Но даже если ваш малыш отчетливо повторяет за вами предложенные слова, это вовсе не означает, что он понимает сказанное, и вовсе не обязательно, что он запомнил это слово.

Долгое время считалось, что подражание - это единственный источник речевого развития, а игра в "скажи - скажи" - основной метод обучения речи. Наблюдения и анализ показывают, что прямой связи между подражанием и активной речью ребенка вовсе нет. Он может воспроизводить какое-либо слово, как попугай, но никогда не употребит его самостоятельно, в реальной ситуации.

Кроме того, часто подражание у малышей носит отсроченный характер: ребенок может воспроизводить услышанное слово спустя некоторое время, когда взрослый уже сам забудет о том, что пытался научить ему малыша.

Таким образом, связь между подражанием и речью не прямая и не так проста. И, тем не менее, подражание - необходимое условие для овладения речью. Ведь дети всегда говорят на том языке, на котором говорят их родители. Но речевые звуки не просто повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, благодаря чему они становятся его собственными словами, а не просто копиями слов взрослых. Поэтому, помогая ребенку заговорить, родители должны не только заботиться о правильном произношении слов, но и стремиться к тому, чтобы ребенок активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои впечатления от него посредством речи. То есть, играя в "скажи - скажи", вы должны обязательно (помимо того, что называете), еще и показывать предмет. Иначе у ребенка не сможет сложиться устойчивая связь между предметом и его названием.

С полутора лет основной задачей является развитие у детей активной речи и понимания речи взрослого. Ребенка нужно учить понимать названия малознакомых или совсем незнакомых предметов, явлений, событий, действий, происходящих не только в непосредственно близком, но и в более далеком окружении (на улице, во дворе), а также понимать название признаков предметов. Ребенок должен учиться выполнять ваши простейшие, а затем и более сложные поручения.

У детей от полутора до двух лет расширение словарного запаса идет гораздо более быстрыми темпами, чем до сих пор. Малыши начинают включать в свою речь слова, которые научились понимать. Теперь их нужно обучать составлению предложений из трех и более слов. Необходимо учить ребенка обращаться ко взрослым или сверстникам по различным поводам, задавать вопросы, делиться впечатлениями от увиденного или услышанного.

В этом возрасте связи между словом и предметом становятся более прочными. Ребенок уже может обобщать предметы, подбирая по просьбе взрослого однородные. (Если раньше на просьбу подать чашечку малыш протягивал именно свою (голубенькую, с мишкой), то теперь он дает любую чашку, поскольку знает, что такое "чашка").

Если активный словарь ребенка в возрасте от 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес. составляет около 30-40 слов, то к двум годам он увеличивается до 300 слов. Если раньше дети пользовались "облегченными" словами (вода - "кап-кап"; собака - "ав-ав"; кошка - "мяу" и т. п.), то теперь этих слов становится все меньше.

Речь, составленная из двух-трехсловных предложений, становится средством общения со взрослыми в самых разных ситуациях: при рассматривании окружающего, во время игры, при потребности в чем-либо. Ребенок все чаще начинает задавать вопросы: "А это?" или "Что это?". И хотя возраст "почемучки" еще не наступил, но некоторые любопытные малыши начинают "доставать" этими вопросами своих родителей. В этом случае важно не отбить у ребенка интерес к познанию нового своим раздраженным ответом. Нужно терпеливо растолковывать ребенку то, о чем он спрашивает.

Анекдот: Мама с сыном приехала впервые на море. Вышли на берег. Мама в восторге, а сын туповато смотрит на море и спрашивает: "Мама! А то это?" Мама отвечает: "Сыночек! Это море. Видишь, какое оно синее, огромное, вода в нем соленая, но чистая!" Сын выслушал и переспрашивает: "Мама! А то это?" Мама (уже менее восторженно): "Сынок! Это море. Оно большое, синее, глубокое". Сын: "Мама! А то это?" Мама снова отвечает примерно то же самое. Так продолжается еще раза два-три. Наконец на очередной вопрос мальчика - "Мама! А то это?", мама хватает его за шиворот и мокает головой в море, приговаривая: "Сыночек! Это море!" Выныривая и отфыркиваясь, ребенок испуганно спрашивает: "Мама! А что это было?").

К концу второго года жизни продолжает интенсивно развиваться подражание. Дети повторяют за взрослыми целые фразы, предложения. Они способны употреблять уже разные части речи, понимая смысл предложений, раскрывающих настоящее, прошедшее или будущее событие. Они уже могут говорить фразами, носящими повествовательный или вопросительный характер. Их речь становится более выразительной.

Обычно понимание опережает появление активной речи. Однако активная речь может запаздывать довольно значительно и это уже - результат неправильного воспитания. Чтобы этого не происходило, нужно применять некоторые специальные методы и приемы.

Таким приемом, например, будет старание взрослого побудить ребенка к разным действиям во время игры: "дай", "покажи", "принеси", "положи", "возьми". При помощи это го ме тода формируется ориентировка в окружающем, понимание названий предметов и действий, но недостаточно активизируется собственная речь ребенка. Поэтому, после того как ребенок выполнил данное ему поручение, необходимо спрашивать: "Что ты мне принес?", "Куда ходил?", "Что взял?". То же самое нужно делать и во время игр с игрушками, всякий раз переспрашивая: "Что ты делаешь?"

Нужно любую ситуацию переводить в речевую. Например, ребенок что-то просит, но недостаточно мотивирует это словами. (Все родители хорошо понимают, что хочет сказать или попросить их ребенок). Но если он подходит, тыча пальцем в желаемую вещь, и вместо просьбы просто мычит, вы просто обязаны спросить, что он хочет, а если ребенок не говорит словами, то сказать это за него. А затем попросите его повторить тот вопрос или просьбу, которую вы проговорили. Возможно, что у вас не получится сразу добиться желаемого. Но ценность этих вопросов заключается в том, что они активизируют мыслительную деятельность ребенка.

Обычно речевые реакции у детей активируются в моменты сильной заинтересованности. Следовательно, эти моменты необходимо использовать, даже если они возникли случайно, не говоря уже о том, что их нужно создавать специально. Таким образом, работа по развитию речи и ориентировки в окружающем мире должна проводиться одновременно: расширяя кругозор, взрослые развивают и речь ребенка. Если взрослые не сопровождают свои действия речью, а предметы, с которыми малыш сталкивается каждый день, не показываются ему в новых взаимосвязях, то познавательная активность снижается (вместе с угасанием ориентировочной реакции на новизну ситуации: у ребенка возникает пассивное отношение к происходящему). Овладевая действием быстрее, чем словом, малыш приучается обходиться без речевого общения со взрослым, перестает интересоваться его действиями, становится безучастным к происходящему.

Активизировать развитие ребенка и его речь можно не только обозначая предметы и действия с ними, но и указывая на результат этих действий. То есть нужно обозначить - зачем то или иное действие совершается. Например: "Нужно вымыть руки с мылом, чтобы они были чистыми", "Давай наденем шапку и шарфик, чтобы не замерзнуть". Обычно результатом такого обучения является то, что ребенок как бы делает "открытие", что все предметы имеют название и для чего-то предназначены. Это - огромный скачок в развитии познавательной деятельности малыша.

Повседневные целенаправленные разговоры взрослого с ребенком способствуют тому, что во втором полугодии второго года жизни изменяется характер общения: оно становится речевым и со стороны ребенка. Он активнее задает вопросы: "Ляля бай?" (кукла спит?) или "Кися ам?" (кошка ест?). "Да, - отвечает взрослый, - кукла спит, кошка ест.

Показывая детям предметы и действия с ними в процессе одевания, кормления, взрослый называет их. Иногда он пользуется приемом собственного вопроса-ответа: эмоционально проигрывает бытовые ситуации, задает вопрос и отвечает за ребенка, который начинает лучше понимать ситуацию. Например, во время еды: "Что кушает Оленька? Котлетку! Вкусная котлетка? Очень вкусная! Нравится котлетка? Очень нравится!" Слово взрослого совпадает с ощущениями малыша, становится понятным, а ответы создают определенное эмоциональное отношение к происходящему и объясняют ситуацию в целом, учат понимать происходящее.

Дети второго года жизни не умеют еще замечать в предметах существенные признаки, так как у них недостаточно развита способность сравнивать предметы между собой и различать их. Поэтому они часто обобщают предметы не по существенным признакам, а по внешним, бросающимся в глаза. Но с полутора лет они учатся обобщать предметы по их существенным признакам и делают меньше ошибок в узнавании "заданных" предметов.

Вначале необходимо научить ребенка узнавать знакомые предметы, "видеть" в них различия, а затем общие признаки. С этой целью подбирают сначала знакомые, но резко контрастные предметы, затем незнакомые, резко контрастные; после этого - внешне сходные по какому-либо признаку; наконец - сходные по многим признакам.

Целесообразно не давать сразу большое количество новой информации, а постепенно расширять и обогащать знания ребенка через практическое освоение предметной действительности.

Учитывая то, что к полутора годам дети начинают хорошо ходить, следует познакомить их с новыми предметами мебели - шкафом, диваном, скамейкой; одежды - рубашкой, штанишками, колготками, носками и т. д., и учить свободно ориентироваться среди них.

В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. К 1 году 9 месяцам дети усваивают значение однотипных предметов - шкаф для одежды, для посуды, для игрушек и т. д., а к двум годам легко находят предметы одежды для мальчика (рубашка, брюки), для девочки (платье, кофта, юбка), отличают тарелку от миски, чашку от стакана, узнают чайник, кастрюлю, сковородку. У них складываются более точные сведения об окружающем и более сложная ориентировка в комнате: они знают, где находится окно, дверь, потолок, пол, лампа; усваивают назначение спальни, столовой, ванной комнаты. К двум годам малыши знают назначение основных спальных принадлежностей - подушки, одеяла, матраца, простыни.

Таким образом, в игре ребенок отображает то, что видит в реальной жизни и в действиях взрослых. При этом, несмотря на то, что специальная задача развития речи не ставится, сам процесс обучения способствует развитию речи.

trusted-source[1], [2]


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.