Бактерии в моче при беременности

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 26.07.2022

Общий анализ мочи – это стандартное распространенное исследование, с которого начинают диагностику у беременных женщин. Такой анализ укажет на наличие неполадок со стороны мочевыделительной системы, поможет оценить состояние водно-электролитного баланса. К сожалению, не всегда результаты такого исследования могут порадовать – к примеру, если показатели не соответствуют норме. Что можно заподозрить, если определяются бактерии в моче при беременности? Стоит ли беспокоиться, и какие меры предпринимать?

Что значит бактерии в моче при беременности?

Состав мочевой жидкости должен быть стерилен – без микробов и прочих инфекционных возбудителей. Если бактерии при беременности обнаруживаются, то такое состояние считается опасным из-за высокой вероятности распространения инфекции по системе мочевыделения.

Чаще всего при анализе выявляют кишечную палочку, стрептококки и стафилококки, клебсиеллу, энтерококк – то есть, бактерии, обитающие в кишечной полости или на покровных тканях организма. Однако, повторяемся, у здорового человека такие бактерии в моче должны отсутствовать. [1]

Норма бактерий в моче при беременности

При нормальном состоянии здоровья беременной мочевая жидкость всегда стерильна – то есть, не содержит в себе ни бактерий, ни других инфекционных агентов. Если же в моче обнаруживают то или иное количество бактерий, то такое состояние именуют бактериурией. Микробы способны попасть в мочевую жидкость из вагины, либо из мочевыводящих протоков. Принадлежность такой флоры может быть, как патогенная, так и условно-патогенная.

Если доктор обнаруживает присутствие бактерий, то его задачей становится определить, где именно «прячется» очаг инфекции, чтобы в дальнейшем обезвредить его.

Принято разделять две разновидности бактериурии:

• бактериурия с бессимптомным течением, при которой нет других клинических признаков, кроме определения бактерий в моче беременной;
  • бактериурия с соответствующей клинической картиной патологии.

Также выделяют ложную бактериурию. О ней говорят в случае, если присутствие бактерий в моче вызвано недостаточной гигиеной половых органов беременной женщины. В подобной ситуации анализ необходимо сдать повторно, после проведения тщательного туалета гениталий.

Бактериурия признается безошибочной, если определяется больше 100 тысяч бактерий в одном миллилитре мочи, либо больше 105 бактерий в миллилитре. При этом обязательно требуется двукратная сдача анализа, для исключения ошибки.

Причины бактерий в моче при беременности

Беременность – это такое состояние, которое само по себе служит фактором риска появления бактерий в моче, поскольку в организме изменяются анатомические характеристики и функциональность многих органов. Например, расширяются почечные чашечки и лоханки, затрудняется функция мочевого сфинктера. При этом даже скрытая бактериурия, без каких либо клинических симптомов, способна со временем обнаружить себя острым пиелонефритом.

Бактерии способны оказаться в моче беременной несколькими способами:

• по лимфогенному пути – например, если инфекция существует недалеко от мочевыводящих органов или почек;
  • по восходящему пути, когда бактерии попадают в мочевыделительную систему по уретральному каналу – например, при постановке катетера, при цистоскопии;
  • по гематогенному пути – то есть, с кровотоком из других воспаленных органов;
  • по нисходящему пути, когда основной очаг инфекции находится в почечных органах.

В зависимости от того, какие ещё изменения присутствуют по результатам анализа мочи, можно заподозрить такие заболевания, связанные с бактериурией:

• пиелонефрит, нефрит, мочекаменная болезнь;
  • васкулит, атероэмболия артериальных почечных сосудов;
  • воспалительный процесс в мочеточнике, мочевом пузыре;
  • нефросклероз.

Тем не менее, чаще всего появление бактерий в моче при беременности связано с неправильным сбором жидкости для анализа, когда женщина игнорирует правила гигиены и не выполняет необходимые гигиенические процедуры, либо выполняет их недостаточно. [2]

Факторы риска

Бактерии в моче при беременности могут выявляться под воздействием определенных располагающих факторов:

• увеличение размеров матки, сдавливание рядом расположенных структур – в том числе, почечных органов, мочеточников;
  • затруднения с дефекацией, медленная моторика кишечника;
  • ухудшение тонуса мочеточников;
  • ослабевание иммунной защиты;
  • медленный отток мочевой жидкости;
  • изменения в почечных лоханках и мочеточниках;
  • увеличение pH мочи.

Патогенез

Чаще всего механизм появления бактерий в моче при беременности связан с восходящим распространением патогенных микроорганизмов по системе мочевыведения. Очень редко такое распространение происходит по гематогенному типу – через кровоток. Как правило, бактерии, населяющие слизистые ткани периуретральной области, переходят в мочевыделительный тракт через плохо прилегающий мочеиспускательный сфинктер. При слабой реакции иммунитета полная элиминация бактерий не осуществляется, а их содержание становится таковым, что возникает воспалительный процесс (либо начинается скрытое течение бактериурии). [3]

Ускорение бактериального развития происходит под воздействием физиологического повышения pH мочи при беременности, а также возможного присутствия сахара в моче.

Симптомы бактерий в моче при беременности

Присутствие бактерий в моче при беременности не всегда проявляется какими-либо симптомами. Достаточно часто бактериурия бывает скрытой и обнаруживается только при проведении диагностики. При этом сами женщины могут чувствовать себя хорошо и не предъявлять никаких жалоб на здоровье. Тем не менее, это не означает, что проблемы нет: она существует и усугубляется, а симптомы могут возникнуть немного позже.

В некоторых случаях патология зарождается ещё до наступления беременности, просто анализы женщина начинает сдавать уже после постановки на учет. В итоге врачу приходится диагностировать многие заболевания уже в процессе вынашивания малыша: среди наиболее распространенных патологий можно назвать хронический пиелонефрит, мочекаменную болезнь.

Первые признаки присутствия бактерий в моче обычно сглажены и не отличаются выраженной интенсивностью. Это могут быть такие симптомы:

• режущие, жгучие ощущения во время или в конце акта мочевыделения (например, при цистите);
  • болезненность в нижней части живота, с возможной иррадиацией в левую или правую сторону;
  • эпизодическое недержание мочевой жидкости, нарушенное мочеиспускание;
  • небольшое или значительное повышение температурных показателей;
  • общее ухудшение самочувствия, ощущение усталости и слабости;
  • помутнение мочевой жидкости, изменение цветовых оттенков, появление хлопьев и слизи.

Проведение анализа мочи позволяет определить наличие и количество бактерий в мочевыводящем тракте. Это могут быть патогенные, непатогенные и условно-патогенные микроорганизмы, причем ни первых, ни вторых и ни третьих микробов в норме в моче быть не должно.

О чем может рассказать анализ мочи? Обычно для исследования применяют методику секторных посевов: биологическую жидкость помещают на специальную питательную среду, после чего оценивают количество бактериальных клеток в 1 мл мочи. Напомним, нормой считается, если в материале бактериальный рост не обнаруживается. [4]

• Если по результатам анализа обнаруживаются единичные бактерии в моче при беременности +, то это означает, что их количество не превышает 10КОЭ/мл. Подобный бактериальный рост не во всех случаях вызывает воспалительную реакцию и может протекать скрыто.
  • Бактерии в моче при беременности ++ соответствуют количеству микробных клеток 104 КОЭ/мл. Данный результат может расцениваться доктором, как сомнительный, поэтому анализ мочи желательно сдать ещё раз.
  • Бактерии в моче при беременности +++ соответствуют количеству микробных клеток 105 КОЭ/мл. Как правило, такое количество бактерий всегда вызывает развитие воспаления.

Много бактерий в моче при беременности указывает на наличие воспалительной реакции в почках, либо в мочевыделительных путях. Оценка степени патогенности обнаруженных бактерий проводится доктором: он учитывает как клинические данные, так и жалобы пациентки. [5]

Если одновременно присутствуют лейкоциты и бактерии в моче при беременности, то это однозначно свидетельствует о наличии воспалительного процесса в мочевыделительном тракте. Присутствие больше пяти лейкоцитов в поле зрения указывает на развитие иммунного ответа организма на проникновение инфекции. Присутствие более 104 лейкоцитов в одном миллилитре нецентрифугированной мочи считается безусловным указанием на патологию.

Белок и бактерии в моче при беременности – это неблагоприятный знак, который свидетельствует о разных заболеваниях и патологических состояниях, например, таких:

• гломерулонефропатия;
  • гломерулонефрит;
  • амилоидоз;
  • преэклампсия;
  • инфекционные болезни.

Точный диагноз устанавливает доктор только после проведения всех требуемых диаоностических процедур.

В большом количестве бактерии и слизь в моче при беременности – это также признак патологии. Причинами такой неполадки могут становиться:

• инфекции мочевыводящего тракта;
  • застой мочевой жидкости.

Если слизи немного, а бактерии обнаруживаются в значительном количестве, то имеет смысл пересдать анализ: возможно, жидкость была собрана неправильно, и бактерии попали в материал с наружных кожных и слизистых покровов.

Осложнения и последствия

Даже если бактерии в моче при беременности никак не обнаруживают себя, их присутствие способно серьезно осложнить течение процесса. По статистике, примерно в 30% случаев скрытая бактериурия у беременных женщин трансформируется в острый гестационный пиелонефрит, а усиленная местная и общая продукция простагландинов – активаторов эндометрия – может вызвать преждевременные роды. [6]

С появлением бактерий в моче увеличивается опасность развития гестоза, анемии. Часто возникают фетоплацентарная недостаточность, внутриутробная кислородная недостаточность, нарушения развития плода, инфекционные осложнения (например, послеродовый эндометрит или хориоамнионит).

Бактерии в моче при беременности следует диагностировать как можно раньше, чтобы своевременно распознать патологию и предупредить осложнения. [7]

Чем опасны бактерии в моче при беременности?

Поскольку мочевыделительная система находится в непосредственной близости с репродуктивными органами, то присутствует опасность распространения инфекции на матку и плод. Особенно опасно внутриутробное инфекционное поражение, развитие воспалительных реакций. Среди других возможных опасностей выделяют следующие осложнения:

• преждевременные роды;
  • малый вес ребенка при рождении (менее 2,5 кг);
  • преждевременный разрыв плодных оболочек.

Чтобы не допустить неблагоприятного развития событий, гинеколог регулярно назначает беременной женщине анализ мочи. Это необходимая мера для своевременного выявления разных неполадок – в частности, появления бактерий в моче. Вовремя назначенное лечение поможет предупредить дальнейшее развитие инфекции и доносить здоровую беременность.

Диагностика бактерий в моче при беременности

При обнаружении бактерий в моче у беременной доктор должен опросить и осмотреть пациентку, оценить присутствующие симптомы и выслушать жалобы. Иногда бактериурия протекает без каких-либо симптомов: в этом случае дальнейшая диагностика основывается на показателях лабораторных и инструментальных исследований. Особенно должны насторожить такие симптомы, как вагинальные выделения, болевой синдром, чувство жжения и зуда – все эти признаки говорят о наличии инфекционно-воспалительного процесса.

Дальнейший диагностический план чаще всего включает в себя лабораторные анализы:

• общий анализ мочи, который проводят повторно с исследованием средней порции, чтобы исключить случайное попадание бактерий в мочевую жидкость;
  • посев мочи на микрофлору – его выполняют два раза, с интервалом не меньше суток;
  • фотоколориметрический скрининг, или ТТХ-тест помогает определить высокую концентрацию бактерий в мочевой жидкости на протяжении 4-х часов.

Инструментальная диагностика в виде ультразвукового исследования почек, УЗДГ сосудов почек, а также рентгенографии и эндоскопических методов назначают только в диагностически сложных ситуациях, учитывая возможное негативное влияние некоторых методов на течение беременности и состояние плода. [8]

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика проводится с воспалительными мочеполовыми заболеваниями. Для оценки функциональной способности почек в качестве дополнения применяют метод сбора мочи по Нечипоренко, ряд почечных проб, клинический анализ крови и биохимию крови.

Скрытую бактериурию следует дифференцировать с ложной формой, а также с циститом, пиелонефритом, уретритом.

Достаточно часто гинеколог прибегает к консультации с другими специалистами – например, с нефрологом, урологом, терапевтом.

Лечение бактерий в моче при беременности

Обнаружение бактерий в моче при беременности – это основание для назначения лечения, даже если при этом отсутствуют какие-либо жалобы и симптомы.

Какой из методов терапии выбрать, решает доктор, основываясь не только на результатах теста на чувствительность бактерий к антибиотикам, но и на самочувствии женщины, сроке беременности. Также следует тщательно взвесить вероятную пользу для пациентки и степень вреда для плода.

Если присутствие бактерий в моче при беременности не сопровождается какой-либо симптоматикой, то чаще всего врач предпочтет применение более безопасных препаратов, разрешенных в периоде вынашивания. К таким препаратам относят Канефрон, почечный чай, Цистон, Фитолизин: их назначают в сочетании с уросептическими и антибактериальными средствами – к примеру, с Монуралом, антибиотиками пенициллинового или цефалоспоринового ряда (их разрешено применять во II-III триместре). [9]

В завершение лечения – примерно через 1-2 недели – сдачу анализа мочи повторяют. Если все в порядке, и бактерии в моче не выявляются, то возможно дальнейшее профилактическое применение отдельных препаратов – к примеру, Канефрона или Афлазина.

Лекарства

• Антибиотикотерапия чаще всего представлена Монуралом: разовый прием данного препарата помогает элиминировать бактерии, скапливающиеся в мочевыводящих путях. Такой антибиотик безопасен и эффективен, применять его легко. [10]
  • Монотерапия антибиотиками также может быть представлена полусинтетическими β-лактамными пенициллинами, цефалоспориновыми препаратами II-III поколения. Кроме третьего триместра, запрещено применение синтетических нитрофурановых средств, поскольку они способны вызвать у ребенка гемолитическую болезнь.

Монурал

Препарат на базе фосфомицина. Принимают вечером, на пустой желудок и пустой мочевой пузырь, предварительно растворив гранулы в 100 мл воды. Прием – разовый, поэтому редко сопровождается побочными эффектами. Иногда может возникать диарея.

Амоксиклав

Препарат, сочетающий в себе амоксициллин и клавулановую кислоту. Принимают трижды в сутки, в индивидуально установленных дозировках. Длительность терапии определяется доктором. Возможные побочные эффекты: дисбактериоз, кандидоз, боль в голове, понос.

Аугментин

Препарат амоксициллина и клавулановой кислоты. Дозировку определяет доктор в индивидуальном порядке. Возможные побочные эффекты: кандидоз, аллергия, диспепсия.

Цистон

Растительный препарат, улучшающий состояние мочевыводящей системы. Таблетки принимают внутрь по 2 шт. трижды в сутки. Длительность терапии определяется доктором. Побочные проявления: аллергические высыпания, пищеварительные расстройства, поясничные боли.

Фитолизин

Растительный препарат, который выпускается в виде пасты для приготовления суспензии. Принимают препарат трижды в сутки, после еды, по 1 ч. л. пасты в 100 мл воды. Длительность лечения – от 2-х недель до одного месяца. Возможные побочные проявления: аллергическая реакция, головокружение, фотосенсибилизация, диарея.

Антибиотики разрешается применять не раньше, чем с 14-16 недели беременности, так как на протяжении первого триместра у плода происходит активное формирование органов и систем, да и плацентарной защиты у будущего ребенка на этом сроке нет. Как правило, антибиотики применяют минимально возможным курсом – не больше трех или пяти дней. Для лечения подбирают предельно безопасные препараты, не причиняющие вреда при беременности.

Канефрон при бактериях в моче при беременности

Одним из наиболее безопасных медикаментов, рекомендованных для улучшения работы мочевыделительного тракта при беременности, является Канефрон. Это растительное средство, не обладающее тератогенным влиянием, однако обнаруживающее ряд полезных свойств:

• мочегонное;
  • спазмолитическое;
  • противомикробное;
  • антивоспалительное.

Состав препарата представлен растениями золототысячником, любистком и розмарином.

В аптеках Канефрон можно приобрести в виде капель или таблеток, однако при бактериях в моче при беременности лучше остановить свой выбор на таблетированном препарате, так как капли содержат некоторую долю этилового спирта.

Канефрон разрешен для применения на любом сроке беременности, и даже в период грудного кормления. Длительность лечения обычно составляет не меньше двух недель: таблетки принимают по одной штуке утром и вечером, вне зависимости от времени приема пищи. Таблетку запивают достаточным объемом жидкости и проглатывают, не пережевывая. Как правило, медикамент воспринимается организмом хорошо, и лишь в редких случаях может возникать аллергическая реакция. Этот момент нужно учитывать, если организм пациентки склонен к аллергическим процессам. [11]

Витамины

Витамины – важные вещества для поддержания здоровья мочевыделительного тракта. Однако при появлении бактерий в моче при беременности самолечение (пусть даже витаминами) начинать нельзя, ведь это может привести к самым неблагоприятным последствиям. Лучшие витаминные средства для беременных – это те, которые назначит доктор. Витамины, как и другие медикаменты, подбираются индивидуально, по итогам диагностики и врачебного осмотра.

При беременности лучшим витаминным комплексом считается полноценное и разнообразное питание. И лишь при реальной недостаче витаминов доктор может настаивать на дополнительном приеме тех или иных препаратов. Речь может идти о таких витаминных компонентах:

• витамин D в совокупности с кальцием;
  • витамин A (строго под контролем врача, чтобы избежать передозировки);
  • витамин E (один из самых мощных антиоксидантов);
  • витамин K (поддерживает почечную функцию);
  • витамины B-группы (улучшают обменные процессы);
  • аскорбиновая кислота (способствует торможению развития воспалительной реакции).

Возможно, доктор остановит свой выбор на каком-либо одном витамине, либо назначит сразу полноценный витаминно-минеральный комплекс, созданный специально для беременных женщин – к примеру, это может быть Витрум пренатал, Элевит пронаталь, Компливит Триместрум или Компливит Мама, Прегнавит или Мультитабс перинатал.

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапию при появлении бактерий в моче при беременности применяют крайне редко – в основном при хронической форме урологической патологии. Возможно использование магнито или электрофореза, индуктотермии, КВЧ-терапии, ультразвукового и лазерного лечения. Однако необходимость таких процедур тщательно взвешивается в каждом конкретном случае. Чаще всего доктор принимает решение о применении медикаментозной и фитотерапии, а физиопроцедуры переносятся на послеродовый период.

Народное лечение

Дополнить основное лечение можно и народными средствами – конечно же, с согласия доктора. При появлении бактерий в моче при беременности рекомендуется обратить внимание на такие простые рецепты:

• Старайтесь выпивать ежедневно не меньше пары стаканов сока клюквы или черники (можно заменить сок морсом). Эти напитки предотвратят скопление и понизят жизнеспособность бактерий в мочевыделительной системе.
  • Съедайте ежедневно 1 ст. л. натурального кокосового масла, либо выпивайте по стакану кокосового молока, обладающего антимикробным действием по отношению к многим бактериям.
  • Добавляйте в пищу спаржу – это растение прекрасно очищает мочевыводящие протоки.
  • Пейте натуральный яблочный уксус – по 2 ст. л. в сутки, с водой.
  • Добавляйте в блюда сельдерей, ананас, базилик. Правильные пищевые ингредиенты помогут поддержать здоровье мочевыделительной системы.

Лечение травами

Можно посоветоваться с лечащим доктором по поводу применения травяных лекарственных средств, ведь многие растения славятся выраженной активностью относительно болезнетворных бактерий. Конечно, не все травы разрешены для беременных женщин, однако некоторые из них могут быть рекомендованы врачом:

• ромашковый цвет;
  • березовые почки и листья;
  • лист толокнянки;
  • ягоды можжевельника;
  • петрушка (листья и побеги).

Помимо вышеперечисленного, в аптеке можно приобрести так называемый «почечный чай», а также чай Нефрофит: эти растительные препараты усиливают воздействие антибактериальных медикаментов, а также помогают скорее справиться с воспалительной реакцией.

Гомеопатия

Относительной безопасностью и эффективностью при беременности отличаются гомеопатические препараты. Почему такая безопасность относительна? Дело в том, что единственно возможное побочное свойство таких медикаментов – это аллергическая реакция. Поэтому перед применением средств гомеопатии нужно убедиться в отсутствии у женщины аллергии на препарат. Если такой аллергии нет, то применять гомеопатию разрешается.

Гомеопатические средства не предназначены для избавления от тех или иных симптомов. Их задача – способствовать и ускорять процесс выздоровления. Лечебный эффект заключается в стимуляции системы саморегуляции – то есть, в активации собственных защитных сил организма.

При появлении бактерий в моче при беременности могут быть порекомендованы следующие средства гомеопатического направления:

• Берберис гомаккорд – по 10 капель трижды в сутки, можно длительно;
  • Популюс композитум – по 10 капель трижды в сутки, а при обострении ежечасно;
  • Ренель – по одной таблетке трижды в сутки (рассасывать во рту);
  • Урорегулан – по 5-7 гранул до пяти раз в сутки за 20 минут до приема пищи.

Применение гомеопатических препаратов не должно заменять медикаментозное лечение, назначенное доктором. Однако оно способно успешно дополнять его, поскольку прекрасно сочетается с приемом других лекарственных средств.

Профилактика

• Ежедневно женщина должна пить достаточные объемы жидкости, без учета супов, молочных продуктов и соков.
  • Оптимально для питья выбирать очищенную питьевую воду или настой шиповника.
  • Из пищевого рациона лучше исключить или сильно ограничить соленья, острые соусы, жаренные и жирные продукты, сахар. Нельзя самостоятельно «назначать» себе препараты с кальцием, поскольку это может вызвать повышенное камнеобразование в почках.
  • Предпочтительно употреблять растительную нетяжелую пищу, каши.
  • Продукты для блюд лучше отваривать, готовить на пару или запекать.
  • Важно достаточное пребывание беременной женщины на свежем воздухе. Приветствуется умеренная физическая активность, занятия йогой, дыхательной гимнастикой.
  • Анализ мочи при беременности следует сдавать регулярно, чтобы держать под контролем состояние мочевыделительного тракта.

Прогноз

Если доктор обнаруживает бактерии в моче при беременности, то игнорировать такой показатель ни в коем случае недопустимо. Нужно принимать меры, и чем раньше это произойдет, тем лучше. Эффективность назначенной медикаментозной терапии определяется как 80-90%. То есть, в подавляющем большинстве случаев лечение приводит к устранению данной неполадки. Согласно статистике, примерно в 75% случаев своевременной терапией удается предотвратить развитие пиелонефрита беременных, а в 8% случаев – предупредить недоношенность у малыша. Учитывая такие показатели, можно с уверенностью говорить о положительном прогнозе бактериурии при условии своевременного врачебного вмешательства.