^

Здоровье

A
A
A

Дизартрия у детей: формы, характеристика ребенка, коррекция

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 17.10.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Нарушения речи у малышей 1-3 лет чаще всего не вызывают у родителей особого беспокойства. Пропуск звуков в словах, неправильное или нечеткое произношение согласных, прерывистая речь до поры до времени кажется даже забавным. К тому же добрые соседи и бабушки малыша в один голос твердят, что волноваться нет причин, к трем годам малыш «выговорится». Когда этого долгое время не происходит, мама с удивленным малышом бегут к логопеду, а затем и к невропатологу, который выносит свой пугающий приговор – дизартрия. А ведь в последнее время дизартрия у детей не такая уж и редкость, а сам диагноз не дает больших надежд на излечение.

trusted-source[1], [2]

Код по МКБ-10

R47.1 Дизартрия и анартрия

Эпидемиология

Согласно эпидемиологическим исследованиям порядка 80% случаев заболевания связывают именно с нарушениями в развитии плода во внутриутробном периоде, а родовые травмы считаются уже вторичной причиной, которая лишь усложняет ситуацию, но сама по себе редко приводит к дизартрии.

Как показывает статистика, моторная дизартрия у детей, которой наряду с артикуляционной и фонетической свойственна еще и  неврологическая симптоматика, развивается на фоне патологий внутриутробного развития. А вот чистая дизартрия речи встречается намного реже, и ее развитие связывают уже с родовыми травмами.

Сама по себе дизартрия не считается самостоятельным заболеванием, а является одним из проявлений нарушения развития ребенка под воздействием вышеописанных факторов. Чаще всего дизартрия выступает одним из основных симптомов при детском церебральном параличе.

Так у детей с диагнозом ДЦП дизартрию определяют в 65-85% случаев. Стертая дизартрия, которая проявляет себя в виде нечеткого произношения свистящих и шипящих согласных, встречается у 25-30% малышей. Как самостоятельная болезнь у вполне здоровых детей дизартрия возникает лишь в 3-6% случаев.

Опасность заключается в том, что данная патология имеет тенденцию к дальнейшему росту, а значит дизартрия у детей с каждым годом диагностируется у все большего числа мальчиков и девочек.

trusted-source[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Причины дизартрии у ребенка

Дизартрия – это один из видов нарушения речи, когда проблемы с произношением звуков возникают при причине заболеваний нервной системы и обусловлены недостаточной связью между ЦНС и артикуляционным аппаратом. Баловство и нежелание малыша нормально общаться здесь вовсе не при чем.

Если малыш не выговаривает парочку согласных, о серьезной патологии можно и не думать. Другое дело, если его речь в целом невнятна и прерывиста, нарушен темп и эмоциональная окраска, если во время разговора имеют место нарушения дыхательного ритма. Если речь малыша напоминает разговор с набитым ртом, это уже повод забеспокоиться, поскольку дизартрия у детей чаще всего является одним из симптомов такой малоприятной патологии как  ДЦП (детский церебральный паралич).

Многих любящих родителей тревожит вопрос, почему же так случилось, что у их ребенка появились проблемы со звукопроизношением, которые почему-то очень трудно поддаются коррекции. Может быть они что-то упустили, не научив сына или дочь правильно разговаривать в раннем возрасте?

На самом деле вины родителей в развитии патологии зачастую и нет вообще. По крайней мере, речь идет не о недостатках обучения речи.

trusted-source[11], [12], [13]

Факторы риска

Причинами дизартрии у детей чаще всего становятся факторы, влияющие на развитие ребенка в перинатальном периоде. Факторами риска развития болезни могут стать:

  • Токсикоз беременных, который может дать о себе знать как в первые месяцы беременности, так и значительно позже (что не так страшно в плане вероятности развития патологии мозга у плода)
  • Гипоксия плода, в результате чего мозг недополучает питательные вещества и кислород, необходимые для его правильного развития,
  • Различные заболевания, особенно инфекционного плана, которыми будущая мама переболела на раннем сроке беременности
  • Широкий спектр хронических болезней матери, которые получили свое развитие еще до зачатия ребенка, но имели место и во время вынашивания малыша. В этом плане опасными считаются любые патологии ЖКТ, сердечно-сосудистой и мочеполовой системы, а также туберкулез легких
  • Психические или физические травмы беременной женщины
  • Радиоактивное облучение во время беременности
  • Резус-конфликт между матерью и плодом, несовпадение по группе крови
  • Злоупотребление спиртным напитками, никотином и наркотиками при беременности

Но не только проблемы, возникающие во внутриутробном периоде (особенно в первом его триместре), могут спровоцировать развитие дизартрии. Виной всему могут стать родовые травмы из-за неудачного применения средств родовспоможения, черепно-мозговые травмы у новорожденных из-за неумелых действий персонала клиники, кровоизлияния в мозг, вызванные перепадом давления при кесаревом сечении или патологически быстрых родах, асфиксия вследствие медленного прохождения по родовым путям или в результате обвития пуповиной.

Опасность моет подстерегать малыша и в первые месяцы самостоятельной жизни. Причинами дизартрии у детей могут стать и перенесенные в младенчестве тяжелые заболевания, такие как менингит, гидроцефалит, энцефалит, менинго-энцефалит, гнойный отит. А также если имели место отравление продуктами или химическими веществами или черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

Иногда причиной тяжелого нарушения речи у ребенка может стать недоношенная беременность, хотя такое случается очень редко. Зато ДЦП считается самой распространенной причиной дизартрии у малышей. Не исключены и врожденные генетически обусловленные патологии развития головного мозга, которые зачастую имеют место при плохой наследственности, наследственные патологии нервной и нервно-мышечной систем.

trusted-source[14], [15], [16], [17]

Патогенез

В основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения определенных отделов центральной и периферической нервной системы. Внешне такие поражения в основном проявляются в нарушении произношения звуков, слов и предложений, хотя есть и другие симптомы, на которые родители до поры до времени мало обращают внимание.

Спросите, при чем тут нервная система к речевой активности? Дело в том, что управление двигательной активностью артикуляционного аппарата осуществляется отдельными структурами головного мозга. К ним нужно отнести двигательные и периферические нервы, идущие к речевому аппарату, состоящему из языка, щек, неба, губ, глотки, нижней челюсти, а также гортани, диафрагмы и мускулатуры грудной клетки.

Эмоциональные речевые операции типа смеха, вскрикивания или плача осуществляются посредством ядер периферических нервов, которые расположены в стволе и подкорковой области мозга. Что касается двигательного механизма речи, то он обусловлен работой других структур головного мозга: подкорковых мозжечковых ядер и проводящих путей, отвечающих за тонус мышц и последовательность сокращений речевой мускулатуры. За способность речевого аппарата выполнять определенные действия и его частичную иннервацию отвечают и корковые структуры мозга.

Из-за органического поражения некоторых отделов головного мозга и связанного с ними двигательного пути нервной системы становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, возникает снижение чувствительности и мышечной силы (парез) или даже паралич различных частей речевого аппарата. Все это приводит к нарушениям произношения звуков и слов, изменению тембра голоса и дыхательного ритма при разговоре.

Как видим, для того, чтобы человек начал говорить правильно и четко, необходима слаженная работа головного мозга, центральной и периферической нервной системы.

Причины поражений структур мозга, отвечающих за речь, могут крыться еще во внутриутробном периоде, но иногда свою роль в развитии болезни могут сыграть и родовые патологии, а также тяжелые болезни, перенесенные в младенчестве.

trusted-source[18], [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26]

Симптомы дизартрии у ребенка

Дизартрия как у взрослых, так и у детей не возникает на пустом месте. Обычно ее появление связывают с неким травмирующим фактором. Вот только во взрослом возрасте заболевание не приводит к распаду все речевой системы и не влияет на интеллектуальное развитие человека. Взрослые пациенты с дизартрией в достаточной мере воспринимают на слух разговор, не утрачивают однажды приобретенные навыки письма и чтения.

А вот для малышей такая патология является более чем серьезной, ведь она может стать причиной отставания ребенка в развитии, плохой успеваемости в школе и трудностей социализации. Поэтому так важно вовремя обратить внимание на первые признаки дизартрии, чтобы как можно быстрее начать ее лечение, пока она негативно не повлияла на будущее ребенка.

Говоря о различных проявлениях дизартрии у детей дошкольного возраста, стоит отметить, что симптоматика этого заболевания многогранна и зависит от того, какая часть мозга и нервной системы в свое время пострадала больше всего.

Общие симптомы дизартрии у детей, которые могут проявляться в большей или меньшей степени в различные периоды жизни малыша, с большой вероятностью указывают на развитие данной патологии. Но это не значит, что должны присутствовать все описанные симптомы, их может быть как меньше, так и больше. Последнее имеет место, если дизартрия развивается на фоне другой патологии.

Итак, родителям стоит отвести свое чадо на обследование к специалисту, если они наблюдают у ребенка следующие симптомы:

  • Позднее развитие речи: первые слова малыш говорит в возрасте 1,5-3 лет, а фразы еще позже
  • В речи малыша имеет место неправильное произношение отдельных звуков или даже слогов, которое трудно поддается коррекции
  • Закрепление правильного произношения звуков (автоматизация) требует значительно большего времени, чем обычно
  • Во время вербального общения малышу тяжело говорить, он задыхается из-за того, что его дыхание становится поверхностным и неритмичным
  • Есть тенденция к изменению тембра голоса, он становится либо слишком высоким, переходящим на писк, либо непривычно приглушенным, тихим
  • Возникает ощущения, что у ребенка заложен нос, хотя при осмотре носовых путей это не подтверждается
  • Ребенок не выговаривает некоторые звуки, заменяет их другими или пропускает вообще, причем это касается и согласных, и гласных звуков
  • Имеет место межзубное или боковое произношение свистящих и шипящих звуков
  • Наблюдается оглушение звонких и смягчение твердых согласных
  • Неестественно монотонная речь у ребенка, зачастую без эмоциональной окраски и смены пониженных и повышенных тонов
  • Речь либо слишком быстрая, либо сильно замедленная, и при этом все такая же невнятная
  • Заметная слабость артикуляционных мышц. Ребенок или слишком сильно сжимает губы, или не смыкает их вообще. Наблюдается значительное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов. Иногда из приоткрытого рта может свешиваться язык, мышцы которого также недостаточно иннервированы.

Помимо речевых нарушений при дизартрии, особенно у детей с ДЦП, могут наблюдаться и другие неприятные симптомы, причем некоторые из них видны еще в младенчестве. Наблюдение за детьми с дизартрией в послеродовом периоде показывает, что такие малыши чаще проявляют двигательное беспокойство, плохо спят либо имеет место сбитый ритм сна и бодрствования. Во время кормления они плохо держат во рту грудь или соску, сосательные движения довольно вялые, ребенок при этом быстро устает и засыпает. Такие малыши чаще других поперхиваются и срыгивают молоко, хуже едят и набирают вес, а зачастую и вовсе отказываются от груди из-за трудностей с сосанием.

Кроха может понемногу отставать в развитии. Это проявляется в таких моментах, как неспособность держать головку до полугода и концентрировать внимание на предметах. Малыш может поздно начать ползать и ходить.

Усложнить ситуацию легко могут любые тяжелые заболевания, перенесенные малышом в этот период. Речь идет о вирусных инфекциях (например, грипп), пневмонии, пиелонефрите, тяжелых формах заболеваний ЖКТ и  т.п. Простудные заболевания с повышением температуры могут у таких деток сопровождаться судорожным синдромом.

В возрасте старше 1,5-2 лет появляются и другие настораживающие симптомы, не связанные с работой речевого аппарата:

  • Ограниченная мимика, ребенок редко улыбается
  • Есть определенные проблемы с жеванием, ребенок может отказываться от твердой пищи
  • Малышу трудно полоскать ротик после еды или чистки зубов
  • Заметны неуклюжесть в движениях, сложности с выполнением физических упражнений во время зарядки, проблемы с выполнением танцевальных движений и восприятием музыки, ее ритма
  • Могут появиться непроизвольные неконтролируемые движения (гиперкинезы) во время разговора и других артикуляционных движений
  • Учащаются случаи рвоты
  • Иногда наблюдается дрожание кончика языка.

У детей с дизартрией на фоне ДЦП часто наблюдаются парезы мышц не только речевого аппарата, но также туловища и конечностей, что заметно снижает их познавательную деятельность и осложняет ориентацию в пространстве. Случаются у них и парезы мышц, отвечающих за движение глаз, в связи с чем тормозится развитие зрительно-пространственных представлений, нарушаются функции фиксации взгляда на предмете и его активного поиска.

Во многих случаях имеют место эмоционально-волевые и вторичные психические расстройства. Проявления таких расстройств могут быть различными:

  • Повышение уровня тревожности
  • Раздражительность и плаксивость
  • Быстрая утомляемость и общее истощение
  • Отсутствие чувства юмора
  • Появление аффективных вспышек, вплоть до поведения, свойственного при психопатии
  • Склонность к чтению книг и просмотру кинолент из категории боевиков или ужасов с присущими им сценами насилия

В целом детям с дизартрией свойственна неустойчивость психики, проявляющаяся в частой и внезапной смене настроения и эмоций.

Восприятие у детей с дизартрией

Развитие ребенка неразрывно связано с подачей и восприятием различной информации. Воспринимать информацию можно тремя путями:

  • Визуальным (разглядывание и оценка объекта)
  • Аудиальным (восприятие речи на слух)
  • Кинестетическим (изучение при  помощи органов чувств: каков предмет на вкус, на запах, наощупь).

При дизартрии у детей наблюдаются трудности с отдельными видами восприятия. Чаще всего это касается зрительного или пространственного восприятия, а также восприятия речи на слух.

Нарушения зрительного восприятия у детей с дизартрией проявляются следующим образом:

  • Ребенок не различает некоторые цвета и оттенки
  • Возникают трудности с узнаванием предметов по контуру
  • Малыш затрудняется назвать предмет, если на картинке он перечеркнут

Нарушения пространственного восприятия имеют более обширную симптоматику:

  • Недостаточность знаний о своем теле для определенного возраста
  • Трудности с определениями «правый-левый»: в 3 года малыш не может показать, где правая, а где левая ручка или ножка, а в 5 лет не может показать и озвучить свои действия
  • Ребенок не воспринимает схему лица, не может показать, где глазик, ротик, носик
  • Нарушено целостное восприятие предметов

В среднем и старшем дошкольном возрасте можно заметить, что:

  • Малыш не умеет соблюдать пропорции, а также их анализировать
  • Ребенок не может правильно расположить рисунок на листке бумаги
  • Сам рисунок характеризуется обобщенностью и бедностью деталей
  • Человека такие дети очень часто рисуют как некое подобие колобка из одноименной сказки

Нарушения зрительного и пространственного восприятия отражаются и на речи ребенка. Словарный запас у таких малышей довольно скуден (особенно касательно существительных и прилагательных), в разговоре они редко употребляют наречия, указывающие на расположение предметов (сзади-спереди, вверху-внизу, справа-слева и т.п.), и пространственные предлоги (на, над, под, из-под и др.).

Усвоение и запоминание детьми материала ухудшается с увеличением расстояния от источника информации, поэтому детей с дизартрией рекомендуется сажать на первые парты.

Практически у всех детей с диагнозом «дизартрия» имеет место нарушение внимания. Они не обладают усидчивостью, не могут длительное время заниматься одним делом, склонны перебивать собеседника и старших, не дослушивают до конца то, что им говорят, легко отвлекаются.

Из-за проблем с произношением слов и вниманием, дети с дизартрией зачастую плохо воспринимают речь на слух, если она не подкреплена возможностью зрительного восприятия. Из-за этого страдает и вербальная память, которая отвечает за запоминание словесной информации. В некоторых случаях имеют место нарушения и других видов памяти: зрительной, моторной, двигательной.

trusted-source[27], [28], [29]

Моторика у детей с дизартрией

Развитие ребенка с дизартрией имеет свои особенности, начиная с первых дней его «самостоятельной» жизни вне утробы матери. Они позже своих здоровых сверстников начинают удерживать вертикально головку, сидеть, ползать, стоять, ходить. У них значительно снижен интерес к окружающему, несмотря на беспокойность и подвижность, отсутствует желание общаться со взрослыми (не наблюдается «комплекс оживления», когда малыш видит родных). До года такие малыши не могут отличить родных людей от чужих.

Дизартрия у маленьких детей проявляется и в том, что их не привлекают игрушки, пусть они находятся в руках у мамы или висят над кроваткой, ребенок не обращает на них внимания, не следит за их движением. Такие детки  не умеют общаться при помощи жестов, а речевая деятельность у них значительно затруднена, что делает речь непонятной для окружающих.

Понятно, что все эти отклонения в развитии не могут не сказаться на первых осознанных движениях руками – хватании, при помощи которого детки познают мир, воспринимая предметы наощупь. При дизартрии активное хватание у малышей отсутствует. Нет правильного восприятия размеров и формы предмета, а значит и большие, и маленькие предметы, также как и объекты различной формы, ребенок пытается взять, одинаково расставляя пальчики. Это говорит о том, что у малышей не формируется зрительно-пространственная координация.

Нарушена у таких малышей и предметная деятельность. Даже если они берут в руки какой-то предмет или игрушку, им не интересно, что это такое и для чего предназначено. Ребенок в возрасте 3-6 лет может неправильно держать предмет и совершать действия, противоречащие здравому смыслу или назначению  предмета (стучать куклой по столу, складывать пирамидку не в том порядке и т.д.). Именно такие неадекватные действия с предметами и позволяют распознать в малыше дизартрика.

В младшем дошкольном возрасте дизартрия у детей проявляется и в недоразвитости двигательной сферы. Это видно по неловким, неточным, плохо скоординированным движениям, слабости мышечной силы, плохому ощущению темпа, отсутствия ритма непроизвольных движений, трудностей выполнения работы по устной инструкции. Такие малыши порой не могут удержать предмет в руках, держат его либо недостаточно крепко, либо прилагают излишние усилия. Очень часто малыши с дизартрией предпочитают работать одной рукой.

У дошкольников плохо развита мелкая моторика, хотя к 6 годам интерес к изучению окружающего мира уже довольно силен. Сложности возникают при выполнении тонких дифференцированных движений пальцев и рук, например во время шнуровки обуви или завязывания шнурков, одевании, застегивании пуговиц.

Проблемы возникают и в трудовой деятельности. Например на уроках труда у таких малышей не получается вылепить из пластилина фигурку, соответствующую заданию или хотя бы похожую на что-то конкретное. Они плохо контролируют свои движения и силу сжатия.

К патологиям развития мелкой моторики у детей с дизартрией, можно отнести:

  • Недостаточную гибкость рук
  • Слабость мышечной силы
  • Одностороннее нарушение мелкой моторики, когда ребенок постоянно действует одной рукой, лишь изредка включая в работу вторую
  • Непроизвольные судорожные сокращения рук, плеч, головы и лицевых мышц, а также подрагивание кистей рук. Судорожные движения могут быть как резкими, прерывистыми, так и медленными, тянущими
  • Движение языка может сопровождаться параллельным движение пальцев (зачастую большим пальцем правой руки)

Недостатки в развитии моторики могут немного отличаться у детей с различными видами дизартрии.

Особенности графо-моторных навыков у детей с дизартрией

Становление графо-моторных навыков у детей зависит от нескольких моментов:

  • Развитие общей моторики в раннем детстве
  • Хорошая мелкая моторика (работа кистей рук и пальцев)
  • Навыки выполнения серии движений
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Тренировка зрительной, моторной и двигательной памяти

Как видим из всего изложенного выше, говорить о достаточном развитии графо-моторных навыков у детей с дизартрией без специальных занятий говорить не приходится.

Особенностями графо-моторных навыков у детей с дизартрией принято считать:

  • Трудности в изобразительной деятельности (сложности с удерживанием карандаша, в пользовании ножницами, контроле силы нажима на бумагу)
  • Проблемы с выполнением действий, требующих точности и синхронности (рисование, наклеивание, складывание, завязывание и т.д.)
  • Сложности с пространственным восприятием и передачей положения предмета на бумаге, а также соотнесением и сохранением пропорций
  • Рисование линий при помощи прерывистых, неровных движений
  • Невозможность провести четкую прямую линию при рисовании геометрических фигур и печатных букв. Медлительность в выполнении задания

Дизартрия у различных детей может иметь свои проявления. Многое зависит от вида заболевания и степени тяжести патологии, а также от сопутствующих заболеваний.

trusted-source[30], [31], [32], [33], [34], [35]

Формы

Классификация дизартрии может быть проведена по нескольким параметрам:

  • По степени выраженности
  • По степени ясности речи
  • По имеющейся симптоматике (синдромологический подход)
  • По локализации поражения мозга и нервной системы

По степени выраженности выделяют:

  • Анартрию (невозможность разговорного общения)
  • Собственно дизартрию (ребенок разговаривает, но его речь невнятна, малопонятна другим, присутствуют нарушения дыхания, но отсутствует эмоциональная выразительность)
  • Стертую дизартрию (присутствуют все симптомы дизартрии, включая неврологические, но в невыраженной форме). Стертая форма дизартрии у детей встречается довольно часто, но при этом она в силу понятных обстоятельств чаще других остается незамеченной родителями малыша, которому без помощи логопеда никак не обойтись.

По степени понятности речи (по степени тяжести патологии) выделяют 4 стадии заболевания:

  1. Самая легкая степень, когда нарушения речи диагностирует врач при обследовании. Легкая дизартрия у детей распространена мало, обычно нарушения носят более серьезный характер и заметны без помощи врача в виде нарушения произношения гласных и согласных звуков, а также неврологической симптоматики
  2. Средняя тяжесть патологии, если нарушения произношения звуков явны, но речь вполне понятна
  3. Тяжелая степень, когда речь малыша малопонятна для других
  4. Крайне тяжелая степень, при которой речь либо вовсе отсутствует, либо она практически непонятна даже близким людям.

Синдромологический подход с учетом неврологической симптоматики выделяет следующие виды дизартрии у детей и взрослых:

  • Спастико-паретическая чаще всего диагностируется у детей раннего возраста при двустороннем поражении пирамидных путей.

Симптоматика в целом сходна с псевдобульбарным параличем. Это нарушения звукопроизношения и артикуляции (с раннего детства малое количество звуков, отсутствует звукоподражание, повышен тонус различных мышц при разговоре, проблемы с произношением переднеязычных согласных, носовой оттенок у гласных, темп речи замедлен, голос скрипучий или сиплый), аритмичность дыхания, непроизвольные движения, проблемы с развитием произвольной моторики и т.д.

  • Спастико-ригидная наблюдается у детей при двустороннем парезе конечностей.

Симптоматика: повышен тонус верхней части тела, речь и глотание дается с усилием, жевательные движения заменяются сосательными, затруднены питье и откусывание, артикуляция ограничена, мимика скудная, голос глухой, напряженный, нарушено произношение всех звуков, речь невнятна.

  • Спастико-гиперкинетическая у детей диагностируется при гиперкинетической форме ДЦП.

Симптомы: гиперкинезы мышц языка и лица, нерушения звукопроизношения не отличаются однотипностью, речь малопонятная, нарушены процессы жевания и глотания, слюнотечение отсутствует, заметны нарушения дыхания при разговоре, голос вибрирующий с прерываниями и меняющейся высотой, а иногда и силой.

  • Спастико-атактическая дизартрия характерна атонически-астатической форме ДЦП.

Симптомы: потеря координации произвольных мышечных действий (скандированный ритм речи, неточность выполнения артикуляционных движений, несогласованность действий губ и языка, речь замедлена).

  • Атактико-гиперкинетическая
  • Спастико-атактико-гиперкинетическая

Самая распространенная в литературе классификация по степени локализации поражения выделяет следующие виды дизартрии:

  • Псевдобульбарная
  • Бульбарная
  • Мозжечковая
  • Корковая
  • Подкорковая (экстрапирамидная)

Псевдобульбарная дизартрия считается самой распространенной патологией у маленьких детей, но развивается она чаще всего на фоне другой «популярной» патологии – детского церебрального паралича.

Возникает патология по причине общего паралича мышц вследствие воздействия различных отрицательных факторов в разные периоды развития ребенка. Первые признаки видны уже в грудном возрасте в виде слабого писка и недоразвитого сосательного рефлекса, слабого удерживания груди во рту, слюнотечения, поперхивания во время кормления.

В младшем дошкольном возрасте становятся более выраженными нарушения моторики речевого аппарата. Кроха неправильно произносит звуки, поскольку неверно воспринимает их на слух. Начинаются проблемы с произношением многосложных слов (от 4 слогов и более). Ребенок пропускает слоги, смазывает слова, в которых есть более 2 согласных подряд.

У детей с данным видом дизартрии лицо напряжено, язык отклонен назад, иногда наблюдаются неадекватные движения глаз и бровей. Голос слабенький, часто сиплый или с хрипотцой.

Обычно малыши не умеют нормально прыгать, бегать, обслуживать себя (одеться и обуться).

Наиболее нарушенными считаются произвольные движения и тонкие движения кончика языка. И все же некоторые артикуляционные функции сохранены. Детки умеют смеяться, плакать, кричать, облизывать губы, издавать звонкие звуки, что часто наблюдается во время кормления.

Бульбарная дизартрия может развиваться вследствие воспалительного процесса в продолговатом мозге или в случае наличия в нем новообразований.

Для нее свойственен паралич лицевой мускулатуры, а также мышц языка, губ и мягкого неба. При этом наблюдается медленная неразборчивая речь при отсутствии мимики, трудности с глотанием, голос слабый, затихающий, свойственны оглушение гласных и звонких согласных.

У детей этот вид дизартрии практически не встречается.

Мозжечковая дизартрия у детей также встречается нечасто. Она связана с поражениями мозжечка и нарушения его связи с другими структурами мозга.

Болезнь проявляется в виде гнусавой, замедленной, прерывистой речи с резкими выкриками и затуханием (скандированный ритм речи). Отсутствует эмоциональная окраска в разговоре.

Корковая дизартрия у детей возникает вследствие нарушения работы отделов коры головного мозга, отвечающих за артикуляцию. В зависимости от того, какие отделы коры головного мозга поражены подразделяется на кинестетическую постцентральную и кинетическую премоторную.

В плане разговорной речи нарушения видны в произношении отдельных звуков, хотя структура слова остается верной. При этом отдельные звуки ребенок произносит правильно, а в составе слова искажает. Для постцентральной дизартрии характерны замены звуков в словах, для премоторной – задержки в произношении слогов, пропуск или добавление лишних звуков, если 2 согласные идут подряд.

При быстром темпе речи присутствует заикание. Имеет место также легкий парез рук, проявляющийся в виде слабости мышц.

Подкорковая дизартрия возникает вследствие поражения подкорковых узлов (подкорковые ядра и их нервные связи). Для нее характерны нарушения мелодичности (темпа, ритма и интонации) речи.

Отличительной чертой все же является неравномерность речи. Ребенок может некоторое время разговаривать нормально, четко произнося слова и звуки, а потом резко перейти на невнятный шепот, являющийся следствием артикуляционного спазма. Это связано с тем, что тонус мышц речевого аппарата ребенка постоянно меняется, присутствуют непроизвольные движения, искажающие речь. Артикуляция гласных звуков зачастую нарушена больше, чем согласных.

Иногда в литературе выделяют еще паркинсоническую и холодовую дизартрии, но они относятся к патологиям, развивающимся у людей старшего возраста на фоне определенных заболеваний (болезнь Паркинсона, миастения).

Стертая форма дизартрии

Дизартрия у детей на сегодняшний день явление не редкое, и чаще всего врач-логопед в своей работе сталкивается именно со стертой ее формой. Коварство данной патологии состоит в том, что родители могут долгое время не обращать внимания на недоразвитие речи ребенка, списывая все на маленький возраст, когда нарушения звукопроизношения не редкость.

Обнаруживается стертая дизартрия у детей, как правило, после 5 лет, несмотря на то, что многие малыши, перенесшие родовые травмы или болезни в раннем возрасте до года наблюдаются у невролога. Невнятная речь с пропусками и заменами звуков, слюнотечение во время разговора и отсутствие познавательного интереса до поры до времени не вызывают особого беспокойства. Проблемы начинаются, когда ребенка надо готовить к школе.

Родители и учителя сталкиваются с тем, что малыши с невнятной речью по некоторым параметрам отстают от сверстников. Им с трудом даются движения под музыку, они медлительные и неловкие, быстро утомляются, не умеют подражать, повторяя движения за воспитателем. Навыки самообслуживания даются больным малышам очень тяжело. На занятиях детки плохо держат карандаш, испытывают затруднения при рисовании, изготовлении аппликаций и лепке из пластилина.

А ведь в школе такие трудности приведут к плохой успеваемости и необходимости обучаться в специальных заведениях.

Проблему, конечно же, можно исправить, но для этого понадобятся длительные регулярные индивидуальные занятия с малышом, в которых принимают участие как врач-логопед, так и любящие родители.

trusted-source[36], [37], [38]

Осложнения и последствия

Когда речь идет о дизартрии, как органическом поражении мозга, возникшем во внутриутробном или раннем детском возрасте на фоне других патологий, то об осложнениях данной болезни речь, как правило, не идет. Проблемы начинаются, если дальнейшее развитие вследствие недостаточного лечения получает основное заболевание, тормозящее психическое и физическое развитие ребенка.

А вот на последствиях заболевания стоит остановиться подробнее, чтобы родители таких малышей осознали, с какими трудностями придется столкнуться их сыну или дочери в дальнейшей жизни, если мама и папа вовремя не оценят масштаб проблемы и не обратятся за необходимой помощью. И ведь сделать это желательно еще в раннем детстве, когда появляются лишь «первые ласточки», предвещающие неприятности в будущем.

Итак, отсутствие интереса к окружающему в раннем возрасте тормозит развитие ребенка, и в частности его познавательных способностей. Отсюда и нарушение зрительно-пространственной ориентации, недостаточность знаний о формах и свойствах предмета, недоразвитие различных видов памяти, что негативно сказывается на моторной функции малыша. А это проблемы с самообслуживанием и обучением.

Плохие графо-моторные навыки являются причиной низкой успеваемости, ведь наряду с аудированием страдает и письмо. Плохое усвоение программы младших классов делает невозможным обучение в обычной школе при том, что в интеллектуальном плане такой ребенок может и не отставать от своих сверстников.

Чем старше становится ребенок, тем глубже он осознает свою неполноценность. Нарушения речи могут вызывать дискомфорт в общении с детьми и взрослыми, который в подростковом возрасте приводит к тому, что парень или девушка отделяются от сверстников, становятся замкнутыми и малообщительными.

Невнятная речь, да еще и при наличии некоторой неврологической симптоматики, создает трудности в дальнейшей социализации, когда приходит время приобрести профессию. А это смена учебного заведения, где к твоим недостаткам уже привыкли, на другое, где неизвестно, как примут.

В дальнейшем определенные трудности могут возникать во время трудовой деятельности, где невозможно обойтись без общения и выполнения определенных заданий. А ведь как раз с этим при дизартрии у детей и возникали проблемы, так и оставшиеся нерешенными.

Непонятная речь и неуклюжесть зачастую вызывает раздражение у окружающих, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека с нарушениями звукопроизношения и координации. Человеку трудно завести семью, хороших друзей, получить достойную работу (а ведь мечты никто не отменял!), отсюда ощущение ненужности, депрессия, изоляция от общества.

Думаю, далее можно не продолжать. Разве такой участи желают для своей долгожданной крохи любящие родители? А ведь все можно изменить. Дизартрия у детей – вовсе не приговор. Если даже не удастся избавиться от портящей жизнь болезни, то заметно скорректировать состояние малыша, позволив ему нормально общаться с окружающими, удается все же в большинстве случаев. Разве это не повод побороться за будущее своего ребенка?

trusted-source[39], [40], [41], [42], [43], [44]

Использованная литература


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.